Образование сливают

2012 год принес россиянам много особенностей. Одним из самых главных стало тотальное слияние большинства учебных заведений. Прошлый год в российском образовании произошли глобальные перемены. Практически все обновилось – от порядка записи в развивающие кружки до министра, «Закона об образовании» и стандартов средней школы. Не изменились только лишь очереди в сады.

Самым главным событием 2012 года стало скорое слияние колледжей и школ. Особенно безудержным оно стало в Москве и области. За последнее время к средним школам стали присоединятся школы для детей с девиантным поведением (учебные заведения для хулиганов) и школы для детей слаборазвитых. Получившиеся гремучие смеси теперь называются «образовательными холдингами», а возмущенных родителей успокаивают тем, что так случилось именно по их желанию. Якобы к чиновникам приходили представители учебных заведений со специальными биологическими или математическими уклонами и просили, чтобы их слили со школами для детей-хулиганов.

Конечно, инклюзив – дело хорошее. Но для того, чтобы совместная учеба пошла на пользу детям инвалидам с умственными нарушениями, не говоря уже об обычных детях, практически каждый особенный ребенок должен постоянно находиться под контролем учителя, который был специально для этого обучен. Естественно, средств на это у школы не найдется. После того, как спецшкола сливается с обычной, ее норматив урезается с 750 тысяч рублей в год до 123 тысячи. Таким вот образом, детей инвалидов бросили на произвол судьбы.

А вместе с тем, в воронку тотального слияния затянуло и техникумы. К примеру, Московский Банковский колледж, к примеру, слили с техникумом, где обучают парикмахеров, поваров и столяров. Это слияние намеревались наградить именем по его новой специализации »кулинарно-парикмахерский колледж», но родителям звучание «финансовое» пришлось больше по душе – звучит солиднее, и они добились того, чтобы сохранилось прежнее название. В конечном итоге, теперь банковский колледж выпускает кулинаров и парикмахеров. Прекрасные получаться специалисты – и волосы постригут и деньги посчитают. Теперь выражение «стричь купюры» приобретает новый смысл.

Детские сады и университеты

Ушедший год запомнился еще одним – это повальная мода на рейтинги. Что до вузов, то здесь дело не сладилось, особенно на международном уровне. Ежегодный рейтинг QS опустил университет МГУ им Ломоносова со сто двенадцатого места на сто шестнадцатое, а Санкт-Петербургский государственный университет – с двести пятьдесят первого на двести пятьдесят третье. Всего за прошлый год в топ-тысячу попали четырнадцать российских вузов. Но Россия не отчаивается. Она принялась поднимать рейтинги своих школ. Оценки проходили по четырем направлениям: условия обучения, предоставленная возможность учащимся индивидуально развиваться, доступность обучения, и само собой, результаты этих обучений (на первом месте оценки по ЕГЭ). Самыми худшими стали художественно – эстетические школы, а самыми лучшими – математические. Как показали результаты конкурсов, самые комфортные условия у нас создаются в языковых спецшколах, а самых высоких учебных результатов добились гуманитарные и математические школы. При всем этом выяснилось, что спецшколы и гимназии не могут обеспечить высоких баллов по единому госэкзамену, например, по русскому языку около двадцати процентов брендовых школ имеет средний балл (слабая тройка). А около сорока семи процентов учащихся математических спецшкол не способны набрать и этого. Окончательно замучив родителей и учеников, рейтинговать стали и детские сады. Ни один детский сад не показал отличный результат. А «хороший» – всего три процента. Большинство детских дошкольных учреждений (около девяноста шести процентов) едва способны удовлетворить необходимые требования. При этом лучший детский сад Москвы занял в тройке лидеров лишь 3 – е место, отдав главную победу Волгограду и Йошкар-Оле. А самыми комфортными для пребывания детей стали детские сады из Ханты-Мансийского АО и Тольятти.

Церковь пришла в образование – двойка вам по нравственности

В российской программе образования четвертых классов теперь появился еще один обязательный предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». Сокращенное название этого предмета ОРКСЭ. Его ввели, чтобы попытаться воспитать детей в духе нравственности и морали. Но отличается он от Закона божьего, который изучали еще в царской России, тем, что он всё-таки светский, а отличительной особенностью от кодекса строителей коммунизма – деидеологизированным. И решили, что преподавать это предмет будут учителя, которые специально этому обучались. Оценок ставить не будут – ведь нравственность нельзя оценить на «два» или на «пять». А родители будут выбирать один из нескольких модулей ОРКСЭ: «Основы культуры православия», «Основы культуры ислама», «Основы культур мировых религий», либо «Основы светской этики». Но как всегда все выходит по-другому. Никто не получил свободного выбора: все ингушские дети в объединенном порыве изучают культуру ислама, а Мытищи и весь его район – основы культуры православной. И оценки за нравственность стали ставить – а как иначе заставить ребенка учить предмет. А в учебниках вся ее суть написана таким жутким языком, что многие просто оторопели. С учителями ситуация прямо таки аховая. В некоторых республиках «Светскую этику» преподают духовные лица, к примеру, в Чечне ОРКСЭ читают имамы, которых произвели в ранг завучей школ, и того же самого добиваются РПЦ. А так называемые светские учителя то и дело пугают детей адом и обсуждают с ними такой смертный грех, как «не прелюбодействуй».

А тем временем религия уже подошла и к вузам. Во многих из них открылись кафедры теологии. А в прошлом году в их ряд вступил и самый главный ядерный институт нашей страны – МИФИ. И там тоже обещают не вводить по этому предмету экзаменов и зачетов.

Высшее образование – замученные мониторингом вузы

Для всего высшего образования год ушедший принес неожиданное бедствие, такое как мониторинг эффективности вуза. Спорный по части решения ограничивать экзекуцию государственным университетам, и по части критериев, по которым выносились оценки университетам. Он не смог не закончится всеобщими возмущениями умов и скандалами. Такие признаки неэффективности нашлись практически в каждом 4 вузе – в ста тридцати шести университетах и пятисот филиалах. Москва продемонстрировала двадцать таких вузов из семидесяти девяти и 2 филиала из 4. В их числе оказались Литинститут им. Горького, РГГУ, Московский пединститут, МАРХИ и Государственный университет управления – эти новости многих повергли в шок. И факт, что часть получивших клеймо вузов закончила 2012 год с наилучшими показателями, только усугубило ситуацию.

Чтобы как то сгладить это недоразумение, Министерство образования и науки разбило этих жертв мониторинга на несколько категорий. 2 первые группы (в число которых вошли Мосгорпедуниверситет, МАРХИ, РГГУ, Литинститут им. Горького) отделались лишь составлением новых развивающих программ, а в самом худшем случае, последовала смена руководства. А 3-ей группе грозит и закрытие. Правда их студентов обещали доучить по прежним ценам, и студенты смогут получить свою специальность. Но как на это отреагирует Министерство финансов так никто и не поинтересовался. А надо было. Не сложно догадаться какую позицию избрали финансисты. Было принято проводить мониторинг ежегодно, а это дело серьезное, заявка на проблемы.

Другие проблемы года

За год много чего изменилось. В Москве теперь запись в секции и детские кружки стала электронной. При этом каждый малыш получил до четырех-шести часов в неделю бесплатных дополнительных занятий. Формально, ребенка можно записать сразу в несколько кружков и посвящать по одному часу всю неделю. Но многие родители говорят, что их детей принуждают отдать все положенное время какому-то одному кружку.

В конце прошлого года был принят новый закон «Об образовании». Народные избранники, проголосовав за него, отклонили поправки о финансировании до семи процентов ВВП вместо нынешних четырех процентов, а так же об ограничении родительской платы за содержание ребенка в детском саду на уровне двадцати процентов от дохода семьи. Но вместе с тем, родителям разрешается контролировать методику обучения и содержание образования. Ученикам теперь можно посещать дополнительные занятия в любых учебных заведениях, а затем результаты можно зачислить по основному месту учебы. К примеру, теперь можно ходить в спортивную секцию и не посещать уроки физкультуры. Закон легализовал повышение оклада учителей до среднего по экономике региона. В некоторых регионах зарплаты на самом деле подняли. На местах же, как констатировал президент Российской Федерации, начались махинации с цифрами. И в ряде регионов зарплаты учителей сократились.

За прошедший год сменился и министр образования. В мае Андрей Фурсенко оставил свой пост, который занимал почти семь лет, а его место занял Дмитрий Ливанов. Неизменным осталось только одно – это наши очереди в детские сады. Хотя и они подверглись изменениям. Год назад в очередях стояли 1,9 миллион человек, полгода назад – два миллиона, а теперь 2,4 миллиона.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями и коллегами.

0
Запись опубликована в рубрике Новости образования, Проблемы системы образования в России. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>