За переподготовку и повышение квалификации работников образования сегодня берутся не только педвузы и специализированные институты, но и многопрофильные университеты. Перспективы выпускников финансируемых государством магистерских программ для учителей и образовательных менеджеров, реализуемых в Высшей школе экономики, в интервью РИА Новости оценил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов.
- Виктор Александрович, одна из магистерских программ НИУ ВШЭ адресована директорам школ. Каких знаний и навыков требует их образование?
- Во всем мире не утихает дискуссия, кто же такой директор школы – старший учитель или менеджер? В России сейчас побеждает вторая позиция: после принятия 83-го закона директор сам должен планировать работу школы как самостоятельной финансовой структуры. От финансирования уроков государство переходит к финансированию заказа, и дальше директор сам решает, как выполнить предписанное стандартом. Менеджерские навыки необходимы не только директору, но и всем, кто стоит выше него в административной команде.
В педвузах отмечены лишь примеры обучения менеджеров в рамках второго высшего образования – чаще всего с использованием дистанционных форм, и качество здесь нередко вызывает нарекания. А в Вышке задействован не только потенциал университета (программа межфакультетская, и привлекаются преподаватели с факультетов менеджмента, экономики и прочих), но и ведут мастер-классы директора успешных школ, к примеру, Ефим Рачевский.
- Еще одна магистерская программа предназначена для учителей общественных дисциплин. В чем ее специфика?
- Традиционная подготовка учителей общественных дисциплин тоже заслуживает нареканий. Представление об истории – зачастую упрощенное, о дидактике – устаревшее, и появление новых стандартов требует принципиально другого учителя в этой области. Он должен подводить ребят к рассуждению, сравнению первоисточников, выработке учащимися своей точки зрения. Для всего этого требуется не упрощенное изложение гуманитарных дисциплин, а другая дидактика – ситуация диалога, когда ошибке можно радоваться: ребенок учится формировать и объяснять свою позицию, и это повод для вовлечения в разговор остальных детей – почва для интерактивного обучения.
При часто скептическом отношении к методистам нужно вместе с тем понимать: далеко не каждый учитель имеет время, чтобы изыскивать методические приемы, свои ноу-хау. Поэтому нужно общаться с авторами методик, технологий преподавания, и такие люди как раз преподают на этой программе. Магистерские выпускные работы могут быть посвящены именно методикам.
- Третья магистерская программа готовит специалистов по измерениям в образовании. Это тоже альтернатива имеющемуся опыту?
- Нет, в этом вопросе опыта в российском образовании вообще нет. Подготовка специалистов по теории измерения, при поддержке Всемирного банка и зарубежных университетов, в России ведется только в двух вузах: НИУ ВШЭ и Московской высшей школе социальных и экономических наук. Партнер Вышки – американский университет, Шанинки – британский, а российская команда преподавателей единая. Очень непросто работать с зарубежными текстами, требования к магистрантам высокие – знание иностранных языков, математики.
Десять лет назад в России ввели ЕГЭ, завершается эксперимент по государственной итоговой аттестации девятиклассников в форме тестов, и, очевидно, в следующем году он станет нормой. Поэтому специалисты, владеющие современными подходами к педагогическим измерениям, будут востребованы на всех уровнях – от федерального до школьного.
- И, наконец, последняя программа, какую открыла Вышка, – для менеджеров в сфере высшего образования. Кого она заинтересует?
- Честно скажу: программа амбициозная, но, к сожалению, потребность в специально обученных менеджерах большинством наших университетов не осознается. Есть единичные примеры перехода вузов в статус автономных учреждений, а если вуз остался традиционным бюджетным учреждением, то смету ему по-прежнему «спускают сверху». Роль менеджера сводится к латанию дыр: математики денег не зарабатывают, давайте у юристов возьмем на учебники для математиков. Тришкин кафтан – никакого планирования.
Более того: в России сегодня проводится много конкурсов для вузов, они получают серьезное дополнительное бюджетное финансирование, и мне приходилось читать больше половины заявок на участие. Это просто кальки с английских аналогов, нет ответов на элементарные вопросы: кто ваши конкуренты в сфере образования, по научным грантам… Поэтому подготовка менеджеров для высшей школы – это программа для амбициозных университетов, где мыслят мерками дня даже не завтрашнего, а послезавтрашнего. Действующий проректор на эту программу не пойдет, у него и так все получается. Пойдут скорее молодые ребята, кому полученные знания позволят осуществить очередной шаг в развитии вуза. Но приживаться в своих вузах им будет непросто – для большинства они окажутся «слишком умными»…