Уполномоченные по правам ребенка 1 сентября проведут в российских школах уроки медиабезопасности, на которых расскажут учащимся о правилах ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способах защиты от противоправных посягательств в сети Интернет и мобильной (сотовой) связи.
Дети узнают, как критически относится к сообщениям в СМИ, как отличить достоверные сведения от недостоверных, как избежать вредной и опасной для них информации, как распознать признаки злоупотребления их доверчивостью и сделать более безопасным свое общение в Интернете.
Эта инициатива была поддержана президентом России Дмитрием Медведевым 30 мая на заседании Президиума Государственного совета и Комиссии по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике.
Отметим, что подобные инициативы есть и за рубежом. Так в австралийских школах подростки будут изучать “Фейсбук” и “Твиттер” как специальные дисциплины. Школьников будут учить общаться в социальных сетях, не обижая своих виртуальных друзей, и избегать выкладывать в Сеть компрометирующую информацию или оскорбительные комментарии.
Идею нового предмета предложила Ассоциация австралийских родителей, объединяющая родителей учащихся 2200 школ страны. Поводом, заставившим задуматься о централизованном изучении сетевого этикета, стала серия самоубийств подростков, столкнувшихся с травлей в интернете.
Надо ли учить детей медиабезопасности? Что, на ваш взгляд, следует преподавать на таких уроках – умение критически воспринимать информацию из СМИ и социальных сетей, умение вести сетевые дискуссии или что-то другое? С такими вопросами корреспондент
Парламентарии в целом поддержали инициативу уполномоченных по правам ребенка провести в школах в первый день нового учебного года уроки медиабезопасности. Политики поделились своими мыслями о том, как лучше подготовить детей к жизни в информационном обществе.
“Своевременной” считает инициативу уполномоченных по правам ребенка провести в школах в первый день нового учебного года уроки медиабезопасности председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, представитель в СФ от правительства республики Хакасия Валентина Петренко.
“Перефразируя известное выражение, можно сказать так: информирован – значит вооружен”, – заявила сенатор.
Одновременно парламентарий выступает за создание системы социализации детей. По замыслу Петренко, в рамках этой системы в школьный учебный план можно было бы включить уроки социализации, на которых велась бы всесторонняя подготовка детей к жизни в обществе, где им рассказывали бы, в частности, о правилах поведения, к чему могут привести те или иные поступки, куда и как можно вложить деньги, пусть даже маленькие, чтобы тебя не обманули. По словам политика, социализация особенно важна для выпускников детских домов, которые абсолютно не приспособлены к самостоятельной жизни. “Криминальные сводки пестрят информацией о преступлениях против сирот, которые не знают, как распорядиться квартирой, комнатой, деньгами”, – подчеркивает сенатор.
“Обмануть современных детей, несмотря на их техническую продвинутость, ничего не стоит, поэтому взрослые их должны защитить, предоставив соответствующую информацию”, – резюмировала Валентина Петренко.
“В принципе приветствует” идею проводить в школах в первый день нового учебного года уроки медиабезопасности заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению, представитель в СФ от исполнительного органа государственной власти Самарской области Константин Титов.
“Если такие уроки будут проходить систематически каждый год, то толк от них обязательно будет”, – заявил сенатор. “Разовая акция ничего не даст”, – добавил он.
Как отмечает парламентарий, “жизнь сегодня такова, что ребенок должен критически относиться к информации, которая на него “сыпется” с экрана телевизора, со страниц газет и журналов, из интернета, из мобильного телефона”.
Выразив надежду, что планируемые уроки помогут детям распознавать интернет-угрозы, вычислять “мобильных” мошенников, политик посоветовал и взрослым больше обращать внимание своих детей на различного рода манипулятивные технологии. “Если семья к этим вопросам будет относиться индифферентно, то никакие даже ежедневные уроки не помогут”, – подытожил Константин Титов.
“Правильной” назвал акцию по проведению в российских школах 1 сентября уроков медиабезопасности заместитель председателя Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике, представитель в СФ от законодательного органа госвласти Самарской области Валерий Парфенов.
“Правда, одного урока в год будет недостаточно”, – подчеркнул сенатор, заметив, что “ребенок, входящий в мир и познающий его, – существо доверчивое, обмануть его – пара пустяков”. В связи с этим парламентарий предлагает чаще среди детей “проводить ликбез по информационной безопасности, рассказывая про влияние рекламы, интернет-мошенников, социальные сети, форумы”.
Одновременно Парфенов советует не забывать и о взрослом населении. “Взрослые тоже часто попадают под пагубное влияние интернета и мобильной связи”, – утверждает политик, попутно, правда, отмечая, что “в случае обмана детей последствия для детской психики могут быть необратимыми”.
“Очень жаль, что движение науки и техники вперед сопровождается разгулом преступлений”, – заключил Валерий Парфенов.
“Бредовой” назвал идею провести 1 сентября в школах уроки медиабезопасности член Комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, член фракции “Справедливая Россия” Илья Пономарев.
“Во-первых, урок раз в год – это ничто. Во-вторых, вести воспитательно-разъяснительную работу среди детей – это задача учителей, причем делать это они должны ежедневно”, – заявил депутат.
Илья Пономарев также не исключает, что “в предвыборный период разговоры на эту тему могут вестись с уклоном в пользу одной какой-то партии”.