В рамках конкурса инициативных образовательных проектов Управления академического развития НИУ ВШЭ 2010 года подготовлена мультимедийная книга «Курс молодого преподавателя, или Будни Бонифация в Вышке», предназначенная для начинающих педагогическую деятельность. Авторы проекта – Зоя Котельникова, Елена Бердышева, Алексей Балашов и Юлия Овчинникова – молодые вышкинские преподаватели, делятся опытом с коллегами.
— Какие цели вы перед собой ставили, начиная этот проект?
З. Котельникова:
— Целью проекта являлось создание электронного методического пособия в форме мультимедийной книги, которая помогала бы молодым сотрудникам сориентироваться в том, как устроена жизнь преподавателей в научно-исследовательском университете. Мы хотели посодействовать нашим коллегам, совершающим первые шаги в профессии, например, понять формальные и неформальные правила, регулирующие учебный процесс. Круг вопросов, который мы в итоге осветили в издании, получился довольно разнообразным, начиная с ответов на вопрос о том, как вести себя со студентами на первой лекции курса, и заканчивая рекомендациями по организации зарубежной стажировки. Мультимедийная книга состоит из пяти разделов, лишь один из них, хотя и самый большой (это же курс молодого преподавателя!), посвящен исключительно учебному процессу.
— Что или кто являлся источником информации в процессе реализации проекта?
Е. Бердышева:
— В первую очередь нам пригодился собственный опыт, особенно, при определении тех пунктов, которые, как нам казалось, было важно и полезно включить в книгу. Так как не на все вопросы у нас были готовые ответы, мы также анализировали формальные документы Высшей школы экономики, обращались за консультациями к вышкинским экспертам – опытным преподавателям, исследователям, сотрудникам корпоративного портала, руководителям соответствующих управлений.
З. Котельникова:
— Этот курс – своего рода «Почемучник» для молодых преподавателей Вышки. И здесь два ключевых слова: молодых и Вышки. Кроме того, что начинающему преподавателю надо освоить свой предмет и научиться его преподавать, ему еще необходимо понять, как устроен учебный процесс, как ставить оценки, что такое рейтинг преподавателей и прочее. В ВШЭ многие процессы выстраиваются по стандартам западных университетов, в частности, предполагается, что преподаватели ведут активную исследовательскую деятельность, используя многочисленные возможности университета. «Бонифаций» должен помочь молодым преподавателям сориентироваться в разнообразной жизни школы и выстроить свою собственную стратегию профессионального развития.
— Какие методы, средства и инструменты использовались при создании книги?
Е. Бердышева:
— Особенно пригодился опыт западных университетов, где существуют специальные подразделения, которые помогают молодым преподавателям адаптироваться, а более опытным коллегам – повысить квалификацию. В нашем университете подобного подразделения пока нет, а вот потребность в профессиональной социализации есть.
Помимо прочего мы анализировали замечания студентов к рейтингам преподавателей ВШЭ в 2008-2010 годах. Посмотрели, что не устраивает, систематизировали эту информацию и (с опорой на специальную литературу и консультации с экспертами) предложили молодым преподавателям возможные способы, как избежать типичных ошибок. Например, что делать, если вас обвинили в том, что лекции скучные. Ответ на этот и многие другие вопросы вы можете найти на страницах нашего мультимедийного издания.
— В любом деле есть очевидная ценность, а есть то, что остается за кадром, не проговаривается, но подразумевается…
Е. Бердышева:
— В нашем случае ценно не только то, что мы изложили ответы на вопросы, представив обобщенный опыт, но и то, что мы эти вопросы перечислили, показав молодым преподавателям, что они могут столкнуться с проблемами, о которых даже не задумывались. В то же время мы стремились осветить возможности, которые Вышка дает преподавателям в плане научной и публикационной деятельности, применения в учебном процессе информационных технологий и так далее. И настроить их на то, что эти возможности должны быть использованы.
— Вы уже упомянули о двух разделах книги, а чему посвящены остальные?
З. Котельникова:
— В курс входят еще три раздела, которые описывают правила и схемы взаимодействия с такими структурами Вышки, как Издательский дом, корпоративный портал и бухгалтерия. В разделе «Преподаватель в издательстве» собраны некоторые подсказки относительно продвижения публикационной деятельности преподавателей, являющейся обязательной для всего профессорско-преподавательского состава ВШЭ. В четвертом разделе – «Преподаватель на корпоративном портале» рассказывается обо всем, что может быть полезным с точки зрения информационных технологий и их внедрения в преподавательскую деятельность. В последнем разделе – «Преподаватель в бухгалтерии» приводятся советы, как решать проблемные ситуации, которые могут возникать при столкновении с административно-финансовыми вопросами, например, как оформить договор подряда, что делать, если тебе на банковскую карточку не начислили зарплату ожидаемого размера и прочее.
— Насколько уникален ваш продукт, можно ли его сравнить с другими справочными материалами Вышки?
З. Котельникова:
— Когда мы обсуждали этот проект на семинарах кадрового резерва, нас все время спрашивали, чем «Бонифаций» отличается от справочника сотрудника ВШЭ? И один из ответов на этот вопрос заключается в том, что наши советы и схемы не только информативны, но и ценностно нагружены. Например, в книге есть раздел, где мы попытались обобщить нормы и ценности Вышки. Изучив уставные документы Высшей школы экономики, проанализировав те принципы, которые университет декларирует в качестве основных, мы изложили их в доступной форме. Также подготовили небольшой материал, позволяющий, на наш взгляд, лучше понять основы корпоративной культуры Вышки, своеобразный кодекс преподавателя. Несмотря на то, что Вышка постоянно развивается и меняется, как кажется, задача поделиться знанием корпоративной культуры будет оставаться актуальной. Да, отдельные правила могут обновляться, но если ты знаешь, как это было раньше, то намного проще понять, как это работает сейчас.
Е. Бердышева:
— И еще нам все время задавали вопрос об универсальности представленной в книге информации, например, можно ли ее распространить на филиалы. Нужно признать, что специфика филиалов в этой книге не отражена. И это могло бы быть недостатком, если бы не то обстоятельство, что основная информация, которая изложена в пособии, касается базовых вещей, вариации не так уж и велики. Если принципы оформления договоров или нумерации кабинетов в Питере и Москве отличаются, то профессиональная этика молодого преподавателя или ожидания в отношении преподавателя – едины, и неважно, работаешь ты в Нижегородском филиале или в Перми.
— Поясните, пожалуйста, смысл названия книги. Почему там упомянут Бонифаций?
З. Котельникова:
— На стадии разработки проекта нам импонировал образ Бонифация – находчивого льва из мультфильма, который становился центром притяжения для детей даже в период летних каникул. Позднее мы решили, что главным героем книги будет белая ворона – символ нашего университета. И в какой-то момент, когда мы стали подумывать о «настоящем» названии для нашей книги, оказалось, что уже поздно что-то менять – рабочее имя ушло в народ, мы слышали отзывы о книге, в которых Бонифаций являлся опознавательным знаком.
— Планируете ли вы продолжение данного проекта?
З. Котельникова:
— Несомненно, продолжение данного проекта возможно. Насколько нам известно, уже сейчас представители кадрового резерва, принимающие участие в новых конкурсах инновационных образовательных проектов Управления академического развития ВШЭ, думают о том, чтобы продолжить курс молодого преподавателя, включив в него новые полезные разделы.
Вместе с тем, курс в данный момент представляет собой законченный продукт, за информацию, которая в нем изложена, мы готовы нести ответственность, так как она тщательно проверялась и отбиралась, прошла экспертную оценку.