Только ли дело медиков – укрепление здоровья детей? Что может сделать для этого школа, в интервью РИА Новости делится мнением главный научный сотрудник Федерального научного клинического центра Детской гематологии, онкологии и иммунологии Серафима Чечельницкая.
- Серафима Моисеевна, верно ли, как говорят, что со здоровьем детей у нас все хуже и хуже?
- При отсутствии системной статистики – результаты проходившей несколько лет назад общероссийской диспансеризации, а также оценки нашего центра позволяют сказать следующее. Около 10-15% российских школьников “в медицинском смысле больные”, то есть страдают различными хроническими заболеваниями. Еще чуть больше 50% школьников относятся к так называемой второй группе здоровья: они не являются больными с чисто медицинской точки зрения, но различные нарушения нормального функционирования организма не дают им жить и учиться полноценно. Такие дети страдают нарушениями осанки, сна, повышенной утомляемостью, частой заболеваемостью, они плохо развиты физически.
- Может ли наша школа помочь в решении этих проблем?
- В отношении больных детей их проблема в равной степени – проблема и медицины, и образования. Если врачи должны их лечить, то учителя – понимать специфику работы с такими детьми. Их задача здесь — “не навредить”. Что касается детей с функциональными расстройствами, то это область работы системы образования, а не медицинского обслуживания. Медицина тут ничего не сделает, она может лишь наблюдать и своевременно выявлять переход в заболевание.
Школа же может работать в нескольких направлениях. Во-первых, это просвещение и школьников, и учителей, и родителей. Например, частые эпизоды острых заболеваний, как правило, есть следствие нарушений режима дня, неправильного питания, недоедания. Если ребенок будет соблюдать режим и закаляться, скорее всего, проблема будет решена.
Во-вторых, очень многое могут сделать школьные логопеды и психологи. Так, нарушения речи – недооцениваемый многими источник проблем со здоровьем. Ребенок не может выразить свою мысль, у него от волнения происходит спазм сосудов головного мозга — а это уже и вегето-сосудистая дистония, и гастрит, и язва желудка.
Учителя должны обращать внимание на состояние детей. Очень часто они первыми могут увидеть проблему и обратить на нее внимание родителей. Допустим, причиной рассеянности девочки-подростка может быть не “ветер в голове”, а дефицит железа.
- Вероятно, подобная направленность работы школы потребует больших вложений?
- Необязательно. Скорее она потребует доброй воли коллектива. Уже 10 лет наш Центр работает с 25 московскими школами. Удалось многое, и, предположительно, эти 25 школ станут стажировочными площадками для всех, кто хочет воспринять наш опыт.
Так, в каждой школе мы создали инициативную группу, которая прошла специальную подготовку и разработала комплексные программы охраны и укрепления здоровья учащихся. Начинаем с самых простых вещей: несколько минут двигательной активности на каждом уроке, чтобы не было гиподинамии. Разные виды заданий, чтобы дети не так утомлялись. Индивидуализация домашних зданий – то, что хорошо успевающий ребенок делает за час, плохо успевающий делает за три и устает. Это нужно учитывать.
Далее – индивидуализация занятий физкультурой. Даже три урока физкультуры в неделю не дадут никакого физического развития без дополнительных занятий спортом. Значит, задача учителя физкультуры научить каждого ребенка правильно выполнять определенные упражнения, чтобы он мог заниматься самостоятельно.
Все это не требует ни особенного оборудования, ни изменений в штатном расписании. Нужно, чтобы в школе были логопед, психолог, медсестра, а лучше врач – не более того. Другое дело, что в некоторых регионах не хватает ни психологов, ни логопедов.
- В чем вы видите сложность медицинской составляющей в школьной работе?
- Для нас оказалось сложным, прежде всего, сотрудничество с врачами. Школьная медсестра, как правило, очень загружена. У нее – свой комплекс мероприятий, и просветительская работа со школьниками и учителями в него не входит. В то же время понятно, что и ученики старших классов, и учителя медицинскую информацию лучше воспримут от врача, чем от кого-то еще.
Большая проблема – загруженность учителей. Просветительская работа требует творческого подхода, лекции о пользе здорового образа жизни тут бесполезны. Но что если предложить старшеклассникам решить основанную на данных реального статистического исследования задачу с расчетом прибыли табачной компании? Когда дети сами высчитают, что табачная компания получает 1000% прибыли, а курящая семья тратит на сигареты 15% дохода, они иначе начнут относиться к курению. Правда, такие задачи трудно придумывать человеку, работающему на две ставки, да еще подрабатывающему… Хотя у некоторых получается.