Министр образования и науки Андрей Фурсенко предлагает ввести целевые стипендии для учащихся ПТУ, а также создать систему ученических договоров.
“Престиж рабочих специальностей в постсоветские годы существенно снизился, и нам необходимо установить утраченные позиции. В этом плане мы предлагали ввести целевые стипендии обучающимся в учреждениях начального и среднего профобразования, а также использовать систему ученических договоров”, – сказал Фурсенко на совещании по развитию профобразования и социального положения рабочих.
По словам министра, при введении этой системы возникают взаимные обязательства как у самого студента, так и у предприятия.”Предприятие обеспечивает разумную практику и поддержку обучения, при этом зная, что человек придет к нему на работу”, – добавил Фурсенко.
Также глава Минобрнауки призвал рассмотреть вопрос о предоставлении налоговых льгот тем компаниям, которые поддерживают программы профессионального образования.
“Нам представляется, что назрело обсуждение налоговых льгот для бизнес-структур, которые вкладывают средства в развитие профобразования”, – сказал он. “Бизнес-структуры ставят вопрос о том, что вложения в образовательную инфраструктуру хорошо бы освободить от налогообложения или предусмотреть какие-то другие формы поддержки”, – добавил Фурсенко.
“Как минимум, этот вопрос надо обсуждать и смотреть, в какой форме это может быть учтено”, – призвал он. В числе предложений по модернизации профессионального образования министр также назвал идею внедрения в России статуса “мастер”, которое существует в других странах. “Необходимо принять дополнительные меры по повышению статуса неуниверситетского образования”, – считает Фурсенко.
“Можно воспользоваться опытом некоторых стран, в которых есть целевая квалификационная группа с общим названием “мастер”", – предложил он. “Если бы мы согласовали такую вещь с работодателями, то это было бы важно, чтобы присваивать такую квалификацию, которую можно указать в визитной карточке”, – считает министр.
Для повышения престижа рабочих специальностей министерство предлагает также “ввести целевые стипендии обучающимся в учреждения начального и среднего профобразования, а также использовать систему ученических договоров, когда человек, который учится, понимает, куда он пойдет, то есть взаимные обязательства между студентом и предприятием, которое поддерживает учащегося, но уверено, что работник придет к нему”.
“Считаем принципиально важным чередование обучения с практикой”, – добавил глава ведомства. Фурсенко также сообщил, что в рамках работы по модернизации профобразования во всех регионах разработаны комплексные региональные программы развития профобразования.
По словам министра, часть из озвученных инициатив с сегодняшней нормативно-правовой базой не полностью стыкуются, но решение этих проблем предусмотрено в проекте нового закона об образовании, который сейчас обсуждается.