Июнь 1941 года. На берегу Черного моря загорают выпускницы Ялтинского медицинского техникума. Девушкам хорошо вместе, они обсуждают свое будущее, ведь каждой из них предстоит теперь интересная работа – дарить новую жизнь. Среди выпускниц и Матрена Аничина – акушер, которая скоро вернется в родную Белгородскую область и будет работать в Волоконовке. Скоро домой. В эти последние дни девчонки обещают друг другу встречаться, писать письма и не забывать славные годы учебы. Все это было бы, если бы…
Война. Все медицинские работники в срочном порядке были призваны в ряды Красной Армии.
В городе Севастополь эвакуация, раненых в срочном порядке грузят на корабли для отправки на большую землю под обстрелом вражеских самолетов. Транспорта катастрофически не хватает, молодые медсестры переносят на носилках солдат. Вот последний корабль, Матрена в растерянности стоит у трапа, еще несколько шагов и она уплывет от этого ужаса. Пожилая женщина – военный врач позвала ее назад, приказав грузить раненых на машины, так отчалила от берега последняя надежда. Несколько минут корабль можно было еще видеть, плывущим по морю.
В город вступили немцы, на заявления военного врача о том, что раненые и медицинские работники неприкосновенны враги смеются. Тяжело раненных расстреляли на месте, ходячих и врачей отправили в лагерь для военнопленных под Ялту.
Потянулись месяцы ужаса и унижений. Рядом с Матреной всегда была эта пожилая женщина, которая не пустила ее на тот спасительный корабль, она поддерживала и опекала девушку. Через месяц их отправили в Югославию, в концлагерь Ясеновац. О том, что в лагере поддерживается связь с партизанским отрядом, конечно, никто не знал. Но в отряде случилась беда: в ногу был ранен командир, лечение не принесло результата, началась гангрена. Матрену выкрали из лагеря, долго везли в горы с завязанными глазами. Опять очень страшно. Это не фашисты, но говорят на непонятном языке, ничего не спрашивают, не объясняют. Когда она увидела раненого и поняла, что ей придется отрезать ногу, она пыталась объяснить всем, что она не умеет этого делать, что она должна дарить жизнь. Но затвор автомата решил все…
Так Матрена осталась служить в Югославском партизанском отряде Иосифа Броза Тито медсестрой. Отряд был многонациональным, русских здесь не было и поэтому Матрену все называли Мартой. Маленькую худенькую девушку любили в отряде все. В свои 22 года она выглядела на 13 лет, а наравне с взрослыми мужчинами выполняла нелегкую работу военного времени. Здесь в отряде Матрена познакомилась с красивым статным французом, который звал ее во Францию, обещал, что Париж падет к ее ногам, но она спешила домой, к маме…
У каждого своя судьба, ее судьба здесь в Волоконовке. Она вышла замуж, работала акушеркой, родила двоих сыновей и всю жизнь была полезной людям. Матрена Лазаревна помогала женщинам не только в родах, но и после. О своей службе в Югославии Матрена никому не рассказывала, боялась за судьбу своих близких, до тех пор, пока ее не нашла награда – Югославский крест. Долгие годы она встречалась со своей однокурсницей, которая жила в Сухуми, вела переписку с сослуживцами, и мечтала когда-нибудь поехать по местам боевой славы. Все это могло бы случиться, если бы она была жива.
Моя прабабушка умерла в 1982 году, но память о ней наша семья трепетно хранит уже много лет. Мы часто бываем на могиле бабушки и часто встречаем там людей, которые с благодарностью приносят к этой могиле цветы.