Пархоменко: российским чиновникам есть чему учиться у “заграницы”

Программы двойных дипломов в РФ – в экономике, менеджменте, государственном и муниципальном управлении – уже не новы. Но если другим специалистам они дают возможность работать за границей, то будущие чиновники лишены этого. Зачем нужны программы двойных дипломов в области госуправления, в интервью РИА Новости рассказывает заместитель декана факультета государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Сергей Пархоменко.

- Сергей Анатольевич, какой смысл будущему чиновнику получать диплом зарубежного вуза? Ведь работать за границей он все равно, скорее всего, не сможет.

- Действительно, стать госслужащим в другой стране почти невозможно: в большинстве стран множество ограничений в приеме на госслужбу иностранцев. Однако программы двойных дипломов – это не столько экспорт кадров, сколько обмен опытом. Госуправление по всему миру переживает этап реформирования и переосмысления. Проблемы, с какими сталкиваются чиновники от Великобритании до Китая, похожи, а чужой опыт может помочь нам эффективней справиться с собственными затруднениями.

- Сотрудничество с какими странами наиболее перспективно?

- Поучиться можно у многих.

Так, Великобритания уже несколько десятилетий достаточно успешно внедряет концепцию “нового государственного управления”, ориентированную на результат, повышение эффективности госпрограмм и заимствование многих управленческих технологий у бизнеса. Очень бы нам мог пригодиться Британский опыт.

У французской системы госуправления другие особенности: она более консервативна, бюрократична. Она ближе нам, чем британская. Во Франции, например, прекрасно развита система госуправления здравоохранением – очень актуальная сейчас для России сфера. Мы даже планируем открытие на факультете совместной магистерской программы по здравоохранению в дополнение к уже действующей российской программе “Управление и экономика здравоохранения”.

Весьма интересно сотрудничество с Китаем: страна сталкивается во многом с теми же проблемами, что и Россия, так что мы можем многим поделиться друг с другом.

- А сами методы обучения будущих чиновников – здесь мы можем что-то позаимствовать?

- Конечно. У нас система образования для госуправления все еще развивается. Очень интересен опыт обучения в магистратуре США. Широкий выбор курсов, гибкая образовательная программа, высочайший уровень учебных материалов – все это обеспечивает тонкую подстройку профессиональной подготовки магистранта под конкретные потребности заказчика – в нашем случае государства. Кстати, наш факультет идет именно по этому пути: мы стараемся развивать доступные для наших магистрантов спецкурсы, организуем специализированные научно-исследовательские семинары, проектную работу.

К сожалению, сотрудничество с американскими вузами в России не очень плотное из-за трудностей финансово-технического характера – слишком далеко, слишком дорого, – но у них есть чему поучиться, и популярность ежегодных студенческих летних школ, организуемых факультетом, это подтверждает.

- Насколько чиновник, получивший диплом зарубежного вуза, будет потом готов к работе в России? Не будет ли он слишком “продвинут” для наших реалий?

- Программы двойных дипломов как раз рассчитаны на то, чтобы человек расширил свой кругозор, узнал о передовых подходах к управлению, но при этом получил хорошую российскую подготовку, что позволит ему быть эффективным государственным служащим в России. Именно по этой причине те совместные магистерские программы, которые разрабатываются на нашем факультете, всегда отличаются большой гибкостью: можно все время проучиться в Москве, а можно при желании поехать на какое-то время поучиться за границей. Часть курсов подготавливается российской стороной и рассчитана на то, чтобы выпускник лучше узнал ситуацию в России, а в части курсов активно участвуют зарубежные партнеры, обеспечивающие как раз ту самую “дополнительную перспективу”.

Пример такой программы – совместная англоязычная магистерская программа двух дипломов нашего факультета и британского университета “Лондон Метрополитен”. Наши профессора совместно с британскими коллегами разработали ряд специальных дисциплин. Эти дисциплины соответствуют строжайшим стандартам качества обоих университетов, они аналогичны ключевым дисциплинам партнерской магистерской программы, а британский контроль качества и методическое сопровождение обеспечивают готовность выпускников к работе в Европе. При этом российская часть совместной программы обеспечивает полную готовность выпускника к работе в российской системе госуправления.

В целом программа примечательна именно своей практической ориентированностью: выпускники должны стать “универсалами”, способными успешно включиться в любую управленческую систему. Будь то российскую, британскую или общеевропейскую.

Мое личное убеждение – именно за такими совместными магистерскими программами будущее в российском высшем профессиональном образовании.

Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ), специально для РИА Новости

Источник

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями и коллегами.

0
Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>