Основными задачами трудового законодательства являются создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование не только трудовых, но и иных непосредственно связанных с ними отношений, в частности отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя (ст. 1 ТК РФ).
Зайцева О.Б., канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового и предпринимательского права Оренбургского института (филиала) МГЮА
Производственную практику необходимо отличать от ученических отношений, основанных на ученическом договоре.
Согласно ст. 198 ТК РФ работодатель – юридическое лицо имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации – ученический договор на профессиональное обучение или переобучение без отрыва или с отрывом от работы. Ученик во время прохождения обучения получает стипендию, выплачиваемую работодателем, размер которой зависит от получаемой профессии, специальности, квалификации, но не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Субъекты производственной практики
Обратите внимание!С 1 сентября 2007 г. размер минимальной заработной платы в России составляет 2300 руб., а с 1 января 2009 г. эта величина составит 4330 руб.
Субъектами производственной практики выступают:
1) учащиеся (студенты) образовательных учреждений;
2) образовательные учреждения;
3) работодатели всех организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ст. 12 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон об образовании) образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т. е. реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта РФ), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций, объединений).
Образовательное учреждение проводит производственную практику учащихся в пределах утвержденных государственных стандартов и в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. Производственная практика направлена на закрепление теоретических знаний, полученных учащимися (студентами) в образовательном учреждении, путем изучения опыта работы организаций сферы общественного производства. Образовательное учреждение информирует студентов о сроках и месте проведения производственной практики, проводит распределение студентов по ее базам, составляет и утверждает программу практики, образец дневника прохождения практики, перечень необходимых документов, которые должен представить студент в образовательное учреждение после прохождения практики. По окончании производственной практики сдается письменный отчет руководителю производственной практики от учебного заведения.
Договор: обязанности сторон. Социальные гарантии
Для проведения производственной практики образовательные учреждения заключают договоры с организациями, которые обязуются предоставить место и создать необходимые условия для прохождения производственной практики учащимся (студентам) образовательного учреждения, а образовательное учреждение принимает на себя обязанность направить учащегося (студента) в соответствующую организацию и обеспечить соблюдение им правил внутреннего трудового распорядка и трудовой дисциплины. При этом содержание практики определяется руководителем из числа преподавателей образовательного учреждения.
Кстати сказать
При правовом регулировании отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя Россия должна учитывать выработанные Международной организацией труда (МОТ) международно-правовые стандарты. Согласно ст. 1 Конвенции МОТ от 23.06.75 № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов» каждое государство, являясь членом МОТ, должно принимать и развивать всесторонние и скоординированные политику и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, тесно связанные с занятостью.
В таких программах следует учитывать: потребности, возможности и проблемы занятости как на региональном, так и на национальном уровне; стадию и уровень экономического, социального и культурного развития; взаимосвязь между развитием людских ресурсов и другими экономическими, социальными и культурными целями.
В каждом государстве должны расширяться, приспосабливаться и гармонизоваться свои системы профессиональной подготовки, отвечающие потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности (ст. 4 Конвенции МОТ от 23.06.75 № 142).
Договор о прохождении производственной практики в обязательном порядке должен включать следующие пункты:
1) стороны договора – наименование образовательного учреждения и наименование работодателя;
2) предмет договора – обозначение учащихся (студентов) соответствующего отделения (профиля) и курса, проходящих практику;
3) права и обязанности сторон:
- работодатель обязуется предоставить места для прохождения практики, создать необходимые условия для выполнения производственной практики, предоставить реальную возможность ознакомления с производственным процессом, осуществлять контроль за соблюдением практикантами трудовой дисциплины, по окончании практики составить объективную характеристику работы и профессиональных навыков учащегося (студента);
- образовательное учреждение обязуется осуществлять контроль за процессом производственной практики и оказывать работодателю методическую помощь в ее организации и проведении;
4) срок договора;
5) порядок оплаты труда с определением источника финансирования;
6) ответственные лица за проведение производственной практики от образовательного учреждения и работодателя.
Как быть, если с практикантом во время прохождения производственной практики произошел несчастный случай? Применимы ли в такой ситуации нормы Трудового кодекса РФ?
В договорах о прохождении производственной практики традиционно уточняются вопросы, связанные с возможными несчастными случаями в ходе практики. Следует подчеркнуть, что все несчастные случаи, подлежащие расследованию и учету, должны расследоваться в установленном порядке на основании норм ТК РФ (ст. 227–231). Данные нормы носят императивный характер и обязательны для работодателей всех организационно-правовых форм и форм собственности. В частности, ч. 2 ст. 227 ТК РФ специально выделяет студентов и учащихся образовательных учреждений всех типов, проходящих производственную практику, как лиц, участвующих в производственной деятельности работодателя, и, как следствие, несчастные случаи с данной категорией участников производственной деятельности подлежат расследованию в установленном порядке.
В настоящее время место производственной практики, т. е. конкретного работодателя, учащийся (студент) может выбрать самостоятельно, заключив договор, представляющий собой соглашение между учащимся (студентом) и работодателем, согласно которому учащийся (студент) образовательного учреждения берет на себя обязательство, обусловленное сроком, предусмотренным учебным планом образовательного учреждения, выполнять трудовые обязанности по определенной профессии, специальности, квалификации с целью закрепления и совершенствования теоретических знаний, приобретенных во время обучения в образовательном учреждении, а работодатель обязуется обеспечить ему необходимые условия для прохождения производственной практики, включая возможную выплату заработной платы.
При прохождении производственной практики при наличии вакантных мест (должностей), соответствующих профилю прохождения производственной практики, учащиеся (студенты) могут быть приняты на работу на штатные должности. Эти должности должны отвечать требованиям учебных программ и квалификационным характеристикам получаемой практикантом специальности. В этом случае на основании ч. 1 ст. 59 ТК РФ с практикантом заключается срочный трудовой договор с точным указанием срока и причины заключения: для выполнения работ, непосредственно связанных с профессиональным обучением работника. При этом лица в возрасте до 18 лет принимаются по трудовому договору для прохождения производственной практики только после обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования), что установлено ст. 69 ТК РФ.
До подписания договора работодатель обязан ознакомить практиканта под роспись с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью.
Далее работодатель, осуществляющий процесс производственной практики, на основании срочного трудового договора издает приказ о приеме практиканта в организацию для прохождения производственной практики с уточнением срока ее прохождения.
Согласно ч. 2 ст. 225 ТК РФ для всех поступающих на работу лиц (включая, безусловно, и тех, кто проходит производственную практику) работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим, что является обоснованным с целью предотвращения несчастных случаев на производстве.
С момента начала работы и на весь период производственной практики на учащихся (студентов) распространяются правила охраны труда, нормы дисциплины труда, предусмотренные правилами внутреннего трудового распорядка. Заработная плата выплачивается практиканту в порядке и на условиях, установленных для всех работников. Оплата труда производится за фактически отработанное время по установленным тарифным ставкам (окладам) и за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации). На практикантов распространяются все предусмотренные законодательством социальные гарантии: социальное и медицинское страхование, оплата периода временной нетрудоспособности, предоставление отпусков и т. д.
Мнение эксперта
И. В. Занданов, научный сотрудник отдела законодательства о труде и социальном обеспечении Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
Ученическое отношение и отношение по производственной практике: сходство и различие
Сходство между отношением, возникающим на основании ученического договора (далее – ученическое отношение), и отношением по производственной практике учащихся (студентов) образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования заключается в том, что обучение, охватываемое этими отношениями, как правило, осуществляется непосредственно в процессе работы ученика или практиканта в реальных условиях деятельности конкретного работодателя.
Ученическое отношение отличается от отношения по производственной практике по следующим признакам.
1. Юридические основания возникновения.
Ученические отношения возникают на основе ученического договора на профессиональное обучение, заключаемого между работодателем и лицом, ищущим работу, или ученического договора на профессиональное обучение или переобучение с отрывом или без отрыва от работы, заключаемого между работодателем и работником (ст. 198 ТК РФ).
В основе возникновения отношений по производственной практике – сложный юридический состав, который включает договор между образовательным учреждением и работодателем о предоставлении мест для практики; издаваемый образовательным учреждением приказ о распределении учащихся (студентов) по местам практик; создаваемые работодателем документы, оформляющие прием учащихся (студентов) образовательных учреждений в качестве практикантов.
2. Объект отношений.
Ученическим отношением охватывается процесс обучения в полном объеме, включая его теоретическую и практическую части, а отношением по производственной практике – только практическая часть обучения. Так, в соответствии со ст. 198 и 199 ТК РФ ученический договор заключается с целью профессионального обучения или переобучения ученика, в процессе которого ученик приобретает профессию, специальность, квалификацию. Ученическими отношениями охватываются профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации работников, обучение их вторым профессиям. Обучение, осуществляемое в рамках рассматриваемых отношений, имеет целью, прежде всего, удовлетворение нужд работодателя в кадрах. Поэтому на ученика возлагается обязанность после завершения обучения проработать у работодателя по трудовому договору в течение определенного срока, установленного ученическим договором.
В отличие от этих положений ТК РФ, нормативными правовыми актами Минобразования России о практике учащихся (студентов) образовательных учреждений предусмотрено, что производственная практика является лишь заключительным этапом подготовки квалифицированных рабочих или составной частью основной образовательной программы среднего или высшего профессионального образования. При этом основной задачей производственной практики является закрепление и углубление полученных в процессе обучения теоретических знаний, а также приобретение и совершенствование практических умений, навыков и практического опыта работы по изучаемой профессии, специальности.
3. Субъектный состав.
Субъектами ученического отношения являются работодатель – юридическое лицо (организация) и ученик (лицо, ищущее работу, или работник организации). В ученическом отношении могут принимать участие и иные лица, но субъектами данного отношения они не являются, несмотря на их причастность к процессу обучения. В частности, речь идет о лицах, непосредственно обучающих ученика.
Если таковым является работник данной организации, то с ним заключается трудовой договор. Если же обучение ученика осуществляется в образовательном учреждении по направлению указанной организации, то между ней и образовательным учреждением заключается гражданско-правовой договор.
Отношение по производственной практике возникает между тремя субъектами: образовательным учреждением начального, среднего или высшего профессионального образования, учащимся (студентом) этого образовательного учреждения и работодателем, предоставляющим места для практики.
4. Содержание правоотношений (права и обязанности субъектов).
В ученическом отношении основной обязанностью работодателя является обязанность обеспечить ученику возможность обучения, а обязанности ученика состоят в прохождении обучения и в обязательной отработке после завершения обучения.
Анализ предусмотренных Положениями о практике обязанностей субъектов отношения по производственной практике позволяет сделать обобщенный вывод, который заключается в следующем.
Взаимные обязанности образовательного учреждения и учащегося (студента), так же как и обязанности работодателя и ученика в ученических отношениях, заключаются соответственно в обеспечении учащемуся (студенту) возможности пройти производственную практику и в прохождении учащимся (студентом) производственной практики, но на учащегося (студента) не возлагается обязанность по отработке после завершения обучения. В отношениях с работодателем, предоставляющим места для практики, образовательное учреждение обязано своевременно направить учащихся (студентов), а работодатель обязан предоставить рабочие места, соответствующие программе практики.
По всем вопросам, связанным с прохождением практики, указанные субъекты взаимодействуют друг с другом. Например, программа практики может быть составлена образовательным учреждением совместно с работодателем.
Режим работы и оплата труда
Для лиц в возрасте до 18 лет, проходящих производственную практику, должна быть установлена сокращенная продолжительность рабочего времени: для работников в возрасте до 16 лет – не более 24 часов в неделю; для работников в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю. При этом заработная плата выплачивается с учетом сокращенной продолжительности работы.
Работодатель может за счет собственных средств производить доплаты до уровня оплаты труда работников при полной продолжительности ежедневной работы (ч. 1 ст. 271 ТК РФ). Труд учащихся (студентов), допущенных к сдельным работам, должен оплачиваться по установленным сдельным расценкам, при этом работодатель может устанавливать им также за счет собственных средств доплату до тарифной ставки за время, на которое сокращается продолжительность их ежедневной работы (ч. 2 ст. 271 ТК РФ). За время прохождения производственной практики за учащимися (студентами) сохраняется право на получение стипендии независимо от выплаты им заработной платы.
Организация практики
Особенности прохождения производственной практики зависят от сферы общественного производства, которая влияет на выбор той или иной формы организации производственной практики. Практика студентов высшего профессионального образования регламентируется Положением о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, утв. приказом Минобразования России от 25.03.03 № 1154, в котором затрагивается вопрос о прохождении практики за пределами местности, где расположено учебное заведение. Так, если студентам приходится выезжать в другую местность, то им выплачиваются суточные в размере 50% от нормы суточных, определенной законодательством, за каждый день поездки, включая время нахождения в пути к месту практики и обратно (п. 21 данного Положения). Проезд студентов железнодорожным или водным транспортом к местонахождению организации и обратно оплачивает учебное заведение. Суточные не выплачиваются, если кроме заработной платы учащиеся вузов, зачисленные на период практики в штат геологических партий, экспедиций, экипажей судов, получают полевое довольствие или бесплатное питание.
Мнение эксперта
Е. Е. Мачульская, доктор юрид. наук, профессор кафедры трудового права МГУ им. М. В. Ломоносова
О видах и программах практики учащихся
Производственная практика может проходить на базе самого учебного заведения, т. е. в его структурных подразделениях (например в учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках и т. п.), или в организациях, с которыми заключены соответствующие договоры о практике и для которых проводится профессиональная подготовка (о чем идет речь в статье О. Б. Зайцевой). В первом случае никакого трудового договора с учащимися не заключается, они продолжают получать стипендию. Количество часов производственной практики и итоговая аттестация устанавливаются учебным планом.
Порядок организации и проведения производственной практики регулируется разными нормативными правовыми актами и зависит от типа учебного заведения и уровня профессионального образования.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.07.08 № 521 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении начального профессионального образования» образовательный процесс включает теоретическое обучение, учебную (производственное обучение) и производственную практику, воспитательную работу с учащимися.
К образовательным учреждениям начального профессионального образования относятся:
1) профессиональное училище;
2) профессиональный лицей.
Профессиональное училище (строительное, швейное, электротехническое, сельское и т. п.) осуществляет реализацию основных профессиональных образовательных программ начального профессионального образования, обеспечивающих приобретение обучающимися конкретной профессии соответствующего уровня квалификации с получением или без получения среднего (полного) общего образования. Профессиональное училище является основным типом учреждения начального профессионального образования, в котором осуществляется наиболее массовая подготовка квалифицированных кадров рабочих и служащих.
Профессиональный лицей (технический, строительный, коммерческий, агролицей и т. п.) осуществляет реализацию образовательных программ начального профессионального образования, в т. ч. обеспечивающих приобретение обучающимися более высокого уровня квалификации (более высокого разряда по рабочей профессии).
Учебная нагрузка учащихся не должна превышать 36 часов в неделю. Время работы на производственной практике не должно превышать продолжительности рабочего времени, установленного трудовым законодательством для соответствующих категорий работников.
Согласно постановлению Правительства РФ от 18.07.08 № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» видами средних специальных учебных заведений являются:
1) техникум – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
2) колледж – среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.
Производственная (профессиональная) практика студентов учреждений среднего профессионального образования включает следующие этапы:
1) практику для получения первичных профессиональных умений и навыков (учебную);
2) практику по профилю специальности (технологическую);
3) практику преддипломную (квалификационную или стажировку).
Практика для получения первичных профессиональных навыков проводится в учебных, учебно-производственных мастерских, учебных хозяйствах, учебно-опытных участках и других вспомогательных объектах учебного заведения.
Технологическая и преддипломная производственная практика студентов проводится, как правило, в организациях различных организационно-правовых форм на основе договоров между ними и средним специальным учебным заведением.
Результатом каждого этапа производственной (профессиональной) практики является оценка и (или) зачет (приказ Минобразования России от 21.07.99 № 1991 «Об утверждении Положения о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования»).
Практика студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования (вузов) является составной частью основной образовательной программы. Цели и объемы практики определяются государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования (ГОС ВПО). Программы практики разрабатываются и утверждаются вузом самостоятельно на основе ГОС ВПО.
Программы практики могут предусматривать сдачу квалификационных экзаменов с целью присвоения разрядов студенту по профессии начального профессионального образования.
Видами практики студентов вузов, обучающихся по основным образовательным программам ВПО, являются:
- учебная;
- производственная.
Производственная практика включает следующие этапы:
1) практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т. п.);
2) научно-исследовательская;
3) научно-педагогическая;
4) преддипломная.
Формы аттестации результатов практики устанавливаются учебным планом вуза с учетом требований ГОС ВПО. Оценка по практике или зачет приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов. Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из вуза за академическую задолженность (приказ Минобразования России от 25.03.03 № 1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования»).
Практика учащихся средних учебных заведений регламентируется Положением о производственной (профессиональной) практике студентов, курсантов образовательных учреждений среднего профессионального образования, утв. приказом Минобразования России от 21.07.99 № 1991, рекомендации по применению которого даны в письме Минобразования России от 16.09.99 № 16–51–198 / 16–15.
В сфере материального производства существуют несколько иные формы организации производственной практики.
В частности, приказом Минобразования России от 13.04.93 № 134 утверждено Положение о производственном обучении и производственной практике учащихся учреждений начального профессионального образования Российской Федерации, подготавливающих квалифицированных рабочих для строительного комплекса (далее – Положение). К нему прилагаются:
1) Типовой договор о производственной практике учащихся учреждений начального профессионального образования строительного профиля, заключаемый учебным заведением с каждой строительной организацией, куда направляются учащиеся для производственной практики, вне зависимости от периода обучения и их численности;
2) образец производственной характеристики на каждого учащегося, прошедшего производственную практику, в которой должен быть зафиксирован разряд (класс) выполняемых работ, нормы выработки, знание технологического процесса и рекомендация о присвоении квалификационного разряда (класса).
В данном случае производственная практика рассматривается как заключительный этап процесса подготовки квалифицированных рабочих, на котором происходит:
1) закрепление и совершенствование приобретенных в процессе обучения профессиональных навыков и умений учащихся по изучаемой профессии;
2) продолжение формирования профессионального мастерства по выполнению сложных видов работ;
3) освоение современного оборудования, техники, средств малой механизации, автоматизации производственных процессов;
4) овладение высокопроизводительными методами труда;
5) освоение установленных норм выработки;
6) адаптация учащихся в конкретных условиях коллективов строительных участков, бригад, звеньев.
Производственная практика проводится на строительных объектах, участках с современной технологией и организацией строительного производства, высоким уровнем механизации строительных работ, безопасными условиями труда, прогрессивными методами хозяйствования. При этом практиканты объединяются в учебные группы численностью 12–15 человек, а по профессиям, связанным с обслуживанием сложного оборудования, выполнением опасных работ, – численностью 8–10 человек.
Руководит производственной практикой мастер производственного обучения.
На период производственной практики учащиеся приказом по организации принимаются на работу на штатные рабочие места, включаются в списочный состав всех работающих в организации, но при этом они не учитываются в их среднесписочной численности. На практикантов распространяется выполнение требований стандартов, инструкций, правил и норм по охране труда, рабочему времени и времени отдыха, правил внутреннего трудового распорядка и других норм и правил по соответствующей профессии и уровню квалификации рабочих.
В частности, детально регламентируются правила оплаты труда учащихся во время производственного обучения и производственной практики. Так, при прохождении учащимися производственного обучения и производственной практики в составе производственных бригад денежные суммы за выполненные ими работы начисляются по тарифной ставке рабочего 1–2-го разряда соответствующей профессии, а по отдельным профессиям с 4 годичным сроком подготовки и получением к концу обучения повышенного уровня квалификации – по тарифной ставке рабочего 1–3-го разряда с учетом действующего порядка распределения общебригадного заработка в организации (п. 6.2 Положения). Расчет за выполненные учащимися в процессе производственного обучения и практики работы, на которые установлена повременная или повременно-премиальная система оплаты труда, производится по фактически отработанному времени.
Таким образом, организация производственной практики может быть самой различной, но при этом отношения между образовательным учреждением и организацией, в которой будет непосредственно осуществляться прохождение практики, должны быть надлежащим образом оформлены.