В Минобрнауки представлен альтернативный документ, регулирующий школьную программу
История с принятием нашумевшего школьного стандарта для 10-11-х классов получила продолжение. Вчера в Общественной палате РФ был презентован альтернативный вариант стандарта, который существенно расширяет список обязательных к изучению в школе предметов. Общественная палата рекомендовала Минобрнауки свести проекты в один документ и принять его.
Альтернативный вариант стандарта разработан президиумом Российской академии образования (РАО). Первый вариант проекта также готовили специалисты РАО, но под руководством управляющего директора издательства “Просвещение” Александра Кондакова. “Сожалею, что академия не вышла с единым вариантом стандартов,— заявил вчера президент РАО Николай Никандров.— Это моя вина, я так и не сумел убедить господина Кондакова, что к работе надо привлечь всех специалистов”. По словам главы РАО, он слишком полагался на менеджерские способности господина Кондакова, что в итоге привело к разделению разработчиков на две группы.
Напомним, что первый проект образовательных стандартов был подготовлен еще в середине прошлого года. Документ делал обязательными для всех школьников лишь предмет “Россия в мире”, основы безопасности жизнедеятельности, физкультуру и создание индивидуального проекта. Остальные предметы были объединены в группы, из которых школьники должны были сами выбирать, чему учиться. В декабре преподаватели написали открытое письмо протеста руководству страны, под которым подписались более 20 тыс. человек, включая несколько сотен академиков и докторов наук. Через несколько дней в дискуссию вступил премьер Владимир Путин, который отчитал министра образования и науки Андрея Фурсенко: “Если ваши эксперты решили сделать физкультуру единственным обязательным предметом в школе, мне кажется, что они перестарались”. После этого и началось общественное обсуждение стандарта, но, несмотря на ряд малозначимых изменений, принцип вариативности образования сохранился во всех его последующих версиях.
“Когда проект стандарта разгромили и СМИ, и эксперты, мы были просто вынуждены подготовить свой вариант,— изложил “Ъ” свою версию истории создания альтернативного документа вице-президент РАО Александр Кузнецов.— Это наша инициатива, мы не получали никакого финансирования для этой работы. Создание проекта заняло у нас месяц”.
Новый стандарт серьезно отличается от разработки “группы Кондакова”. В нем 70% школьных часов отдано под изучение обязательных предметов. В число обязательных при этом входят русский язык, литература, математика (алгебра и геометрия вместе), естествознание (объединенные физика, химия и биология) и несколько других предметов. Их можно изучать на объединенном базовом уровне, а можно углубленно проходить по отдельности.
Стандарт РАО вводит принципиально новую схему итоговой аттестации учеников: разработчики предлагают проводить ЕГЭ по всем обязательным учебным предметам. Предмет, который изучался на базовом уровне, будет оцениваться в формате “зачет” или “незачет”, а вот для профильных сохранится 100-балльная оценка.
Руководитель группы разработчиков первого варианта стандарта Александр Кондаков отметил, что “документ в значительной степени повторяет и компилирует наш проект”. Он посчитал ошибкой снижение вариативности. По его словам, именно из-за “фиксации обязательных предметов” образование в России не улучшилось.
“Этот стандарт приятно читать, потому что он говорит о том, что нам и так знакомо,— сказал научный руководитель Института развития образования ВШЭ Исак Фрумин.— Это хорошее оформление существующего положения дел, подход к образованию образца 1998 года”.
“Практически все полезное уже высказано,— заявил глава ВШЭ Ярослав Кузьминов.— Я буду рекомендовать министру Андрею Фурсенко объединить разработчиков и приступить к завершению работы над стандартом”. Общественная палата поддержала это предложение.
В Минобрнауки “Ъ” заявили, что альтернативный вариант стандарта принят к рассмотрению советом по стандартам при ведомстве. “Свое заключение совет даст не ранее середины мая,— заявил собеседник “Ъ” в министерстве.— Только после этого можно будет что-то говорить об объединении групп разработчиков”.
Александр Черных