Сонин: если студенты скачивают рефераты – виноват преподаватель

С плагиатом среди ученых и студентов сегодня борются все ведущие университеты. О проблеме рассуждает в интервью РИА Новости профессор Российской экономической школы Константин Сонин.

- Константин, что такое плагиат? Часто ли вам приходится с ним сталкиваться?
- Плагиат имеет место всякий раз, когда автор выдает чужую работу за свою, обманывая тем самым читателя. К примеру, человек пересказал своими словами теорему, но выглядит это так, будто это он придумал ее и доказал. Или автор включает незакавыченный абзац другого автора в свою статью.
Мне приходилось сталкиваться скорее с этаким … “тонким” плагиатом: человек использует в своей статье чужую экономическую модель и недостаточно четко ссылается на источник, но с этим еще как-то можно смириться. А вот работая в составе жюри на разных студенческих научных конкурсах или на школьных олимпиадах по экономике, я вижу, количество некорректных заимствований тут огромно – ребята просто не знают, что это недопустимо.
К сожалению, многие преподаватели и учителя не пресекают осознаваемый или не осознаваемый их подопечными плагиат или попросту относятся к своим обязанностям халатно. Ведь если преподаватель внимательно разбирает каждую сданную ему работу, плагиат он заметит сразу. В ином случае студенты скачивают все из Интернета – зачем напрягаться, если преподаватель всё равно не читает?

- Какое наказание должно ждать студента за плагиат?
- Одному такому студенту, он писал у меня диплом, я поставил оценку “два”. Через год он защитил новую дипломную работу, написанную “с нуля”, у другого научного руководителя.
Вообще, в РЭШ, если студента ловят на плагиате, то ставят “два” за весь курс, в рамках которого провинился студент. Оценку можно исправить, прослушав курс на следующий год повторно. Если студент идет на плагиат второй раз – его исключают. В Высшей школе экономики, насколько я знаю, такая же практика. Во всяком случае, в тех курсах, что я читал в НИУ ВШЭ, обнаружив плагиат у студента, мы поступали с ним так же.

- А можно ли отнести к плагиату обычное списывание на экзамене у соседа?
- Нет, это не плагиат. И вред от списывания не так велик. Конечно, с этим тоже нужно бороться, но если студенты каким-то образом жульничают – это указывает, лишь на не очень хорошую организацию учебного процесса. К примеру, если списывают все студенты в группе – значит, предмет для них слишком сложен, надо как-то переработать курс для лучшего его усвоения. А если этим занимаются отдельные, более слабые студенты – значит, в одной группе обучаются сразу и слишком сильные, и слишком слабые.
Американские студенты и преподаватели считают неэтичным, когда кто-то дает кому-то списать, но мне кажется, “совокупный” вред здесь минимален и ничего особенно неэтичного в подобном поступке нет. Хотя, конечно, лучше бы такого не было, потому что однокурсники, хотя и несильно, но все же страдают, например, если в вузе есть рейтинг, то, давая кому-то списать, понижаешь в рейтинге того, кто обогнал бы твоего друга, если бы он делал работу сам.

- В целом насколько остро стоит проблема плагиата и как с ним бороться?
- То, что сейчас происходит в академической науке, уже полностью перешло все рамки и все границы. Так, Российская академия наук в прошлом году приняла постановление по книге своего вице-президента, академика РАН Александра Некипелова, в котором фактически оправдала плагиат и некорректное заимствование из работы американского экономиста. Постраничное сравнение публиковалось на сайте Стэнфордского университета. В решении же проблемы могут помочь гласность и неприятие плагиата научным сообществом. Некоторые вузы — и НИУ ВШЭ, и РЭШ, и МГИМО, и Московская школа экономики, во всяком случае, обозначают свою позицию в такого рода нарушениях академической этики.
В прошлом году мне случайно показали пример плагиата одного преподавателя МГИМО, я написал об этом в блоге, и буквально на следующий день их завкафедрой публично извинился и признал, что это совершенно недопустимо. Какие-то меры были приняты и в Московской школе экономики (факультете МГУ), после того как я написал об инциденте с их студентами в своём блоге.
Сейчас другой профессор МГИМО, Ольга Буторина, начала публичную кампанию по борьбе с плагиатом среди коллег и уже добилась некоторых успехов. Высшая школа экономики, столкнувшись с тем, что её сотрудник был “пойман” на плагиате, сразу приняла меры. Надеюсь, через несколько лет все постепенно начнет меняться к лучшему.

РИА Новости

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями и коллегами.

0
Запись опубликована в рубрике Проблемы системы образования в России с метками , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>