С 1 сентября вступают в силу новые санитарные нормы и правила (СанПИНы), резко ужесточающие требования к оснащению школ и образовательному процессу. Так, согласно новым правилам, отныне класс не должен объединять более 25 учеников, а группы продленного дня останутся только в школах, где устроят спальни для тихого часа. В учительской среде считают, что правилам не соответствует треть школ в России, а две трети директоров школ выполнять СанПИНы не готовы.
Вступающие в силу СанПИНы регламентируют составляющие учебного процесса и предъявляют новые требования к школам. Правилами, например, оговаривается, что территория общеобразовательного учреждения должна быть огорожена, освещена и озеленена, причем зеленые насаждения должны составлять половину его территории (послабление делается лишь для образовательных учреждений Крайнего Севера). Спортплощадки при школах должны иметь твердое покрытие, а футбольные поля — травяной газон; занятия на площадках с “неровностями и выбоинами” не допускаются. Запрещается переоборудовать под кабинеты и спортзалы цокольные и подвальные этажи учебных заведений. Новые школы должны строиться с расчетом, что в них будут обучаться в одну смену. Оговариваются и климатические условия — температура в кабинетах, столовой, вестибюле и гардеробе должна составлять +18-24°С. За несоблюдение СанПИНов может быть вынесено предписание о закрытии школы.
Жесткие требования предъявляются и к организации учебного процесса. В каждом классе должны обучаться не более 25 человек. Первоклассникам рекомендуется не давать домашних заданий и не ставить оценок, они должны посещать не более четырех уроков в день, и лишь раз в неделю их разрешается дополнить пятым — физкультурой. Отдельно прописано, что группы продленного дня можно создавать, только если в школе предусмотрены спальные помещения для тихого часа. Если школа не оборудует полноценных спален, родителям придется забирать детей из школы в разгар рабочего дня или же оплачивать услуги няни.
По словам директора одной из московских школ, попросившего не называть его имени, треть школ в России не соответствуют новым правилам. Член комиссии Общественной палаты РФ по науке и образованию Ефим Рачевский рассказал, что правила принимались “келейно, в образовательном сообществе не обсуждались вовсе”. Он обращает внимание, что при ориентированности на реформы некоторые пункты СанПИНов “взяты из конца XIX века”. “В документе допускается отсутствие в сельских школах централизованного водоснабжения и канализации. И это в 2011 году, и это позволяют санитарные правила!” — возмущается он. Господин Рачевский пообещал “Ъ”, что тема СанПИНов будет рассмотрена на ближайшем заседании его комиссии в Общественной палате РФ.
К новому учебному году школы готовились по действующим пока СанПИНам 2002 года. Поэтому, по словам главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, немедленно вступит в силу только та часть новых правил, которая посвящена непосредственно организации учебного процесса. “Жизнь показывает, что в школе наши дети работают, как шахтеры в мокром забое,— сказал “Ъ” господин Онищенко.— На них огромная нагрузка”. Требования к обустройству школ будут обязательными для строящихся учебных заведений, а также для тех, где запланирован капитальный ремонт. После реконструкции здания уже должны соответствовать новым стандартам. “Детям, особенно маленьким, просто необходим здоровый сон,— пояснил господин Онищенко требование о наличии спальных мест.— Помню, один директор переживал, что придется потеснить его кабинет, чтобы выделить место детям. Но ведь у нас дети не должны оканчивать школу хронически больными, с искривленными позвоночниками, с потерянным зрением и испорченным желудочно-кишечным трактом”.
Главный редактор оппозиционного по отношению к Минобрнауки учительского сайта “Завуч.инфо” Евгений Барановский назвал новые СанПИНы частью общероссийской образовательной реформы. “Она строится на идее, что школой должен управлять эффективный менеджер,— поясняет господин Барановский.— Он сможет набрать эффективных учителей, будет хорошая школа, куда охотнее потянутся дети, после чего по схеме подушевого финансирования в школу пойдут деньги от государства. На них можно повысить зарплату учителям и перестроить школу по СанПИНам. Вот логика реформы”. Однако господин Барановский недоумевает, где “взять таких менеджеров и почему они вообще пойдут в школы”. Господин Барановский также напоминает, что две трети директоров российских школ имеют педагогический стаж более 25 лет, поэтому им будет крайне сложно перейти на новые подходы к учебному процессу.
На эту же проблему обратил внимание губернатор Кировской области Никита Белых, выступая в субботу на всероссийском образовательном форуме “Умная школа”. По его словам, в новой школе должны преподавать молодые учителя, но они не могут найти себе места, поскольку штат укомплектован пожилыми преподавателями. “Мы просим образовательное сообщество сформулировать условия, при которых учитель со стажем 35 лет уходил бы из школы, не чувствуя себя униженным и оскорбленным,— сказал господин Белых.— Максимум, что говорят: “Дайте мне квартиру и машину, тогда я уйду”. Никто не готов конкретно рассуждать об этой проблеме”.