Каждый год количество выпускников в Москве составляет около 55-60 тыс. человек. На такое число выпускников приходится порядка 260 государственных и негосударственных высших учебных заведений столицы. Учитывая современную ситуацию на рынке труда, каждый выпускник школы, училища, колледжа или техникума понимает необходимость получения высшего профессионального образования. Стремление к получению «вышки» по востребованным специальностям различных сфер деятельности приводит к необходимости правильного выбора учебного заведения.
Согласно порядку приема абитуриенту предоставлено право подачи документов для поступления не более чем в пять ВУЗов. Абитуриенту необходимо серьезно подойти к данному вопросу и определиться с перечнем учебных заведений, наиболее подходящих под предъявляемые требования выпускника. Возникает серьезный вопрос: «Куда пойти учиться?» и «По каким же критериям выбрать ВУЗ?».
Государственные или негосударственные ВУЗы Москвы?
Следует учитывать множество характеристик ВУЗов Москвы. Одной из них является ведомственная принадлежность учебного заведения и его организационно-правовая форма. Государственные ВУЗы Москвы традиционно считаются научными образовательными центрами, дающими фундаментальные отраслевые знания и готовящие высококвалифицированных специалистов, готовых решать стратегические и прикладные задачи. Негосударственные высшие учебные заведения, имеющие лицензию на право ведения образовательного процесса, и аккредитацию по специальностям и направлениям высшего профессионального образования, реализуют программы обучения с дальнейшей выдачей дипломов государственного образца. Существенным преимуществом негосударственных ВУЗов Москвы является способность к быстрой адаптации под изменяющиеся требования рынка труда и образования. Но далеко не всегда ведомственная принадлежность ВУЗа и организационно-правовая форма влияет на качество получаемого там образования. Существенную роль также играет квалификация профессорско-преподавательского состава института, академии или университета, техническое оснащение аудиторного фонда, наличие современных учебно – методических материалов и множество других факторов.
Многопрофильный или специализированный ВУЗ?
Выбирая учебное заведение следует, также, обращать внимание на профильность ВУЗа по отношению к выбранной Вами специальности для обучения. Многопрофильные вузы Москвы реализуют подготовку по различным направлениям и востребованным специальностям высшего профессионального образования. Специализированные же ВУЗы Москвы делятся на гуманитарные, социальные, медицинские, педагогические, юридические, экономические и технические, информационно-технологические, художественные и т.д. Значительная доля многопрофильных ВУЗов Москвы не может предоставить одинаково высокое качество обучения по всем специальностям, аккредитованным в этих учебных заведениях. Это обусловлено тем, что подбор высококвалифицированного преподавательского состава по специальным дисциплинам является трудоемкой задачей и не всем ВУЗам удается справиться с ней.
Национальные исследовательские университеты
Особое внимание при выборе ВУЗа необходимо обратить на наличие или отсутствие у учебного заведения статуса «национального исследовательского университета (НИУ)». Отвечая на вопросы общественности, заместитель министра образования и науки РФ Александр Хлунов отметил, что категория национальный исследовательский университет устанавливается для университетов, которые в равной степени реализуют образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, и выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования. Данная категория устанавливается правительством РФ на 10 лет по результатам конкурсного отбора программ развития университетов. В данных программах предусматриваются меры по модернизации материально-технической базы, совершенствованию системы управления, и профессиональному развитию собственно кадров университета.
На наш взгляд перспективы развития и, как следствие, качество предлагаемого образования национальными исследовательскими университетами существенно отличается в лучшую сторону от других учебных заведений высшего профессионального образования. Среди ВУЗов Москвы 11 ВУЗам присвоен статус национального исследовательского университета.
«Платное» или «бесплатное» образование?
Обучение в ВУЗе при получении первого высшего образования возможно как за счет средств бюджета РФ, так и за счет собственных средств студента. При получении второго высшего образования обучение в ВУЗе может происходить исключительно на договорной основе. «Бюджетные» места на сегодняшний момент присутствуют только в государственных учебных заведениях.
Получение образования в магистратуре в первый раз, согласно нормативным документам, не рассматривается как второе высшее образование. Поэтому образование в магистратуре можно получить «бесплатно», т.е. за счет средств бюджета РФ.
Количество бюджетных мест по специальностям в области экономики и управления ежегодно сокращается, но пропорционально увеличивается по техническим специальностям. Зачисление на места, финансируемые из бюджета, в 2010 году происходило по итогам конкурсного отбора в две волны. Конкурс на специальности в области экономики, управления и по ряду гуманитарных направлений был намного выше, чем на технические специальности. В ряде государственных ВУЗов Москвы набор на бюджетные места по техническим специальностям так и не был выполнен. При этом на специальности в области экономики проходной бал, при поступлении на бюджетные места, в зависимости от ВУЗа колебался от 180 до 290 баллов (сумма баллов по трем экзаменам).
Для поступления на «внебюджет» конкурс присутствовал только в небольшом количестве ВУЗов Москвы.
Как выбрать специальность для обучения в ВУЗе?
Пожалуй, это первый и основной вопрос, который должен возникать у абитуриента при выборе ВУЗа. От правильного ответа на него во многом зависит дальнейшая судьба человека, как на этапе поступления в ВУЗ, так и после окончания обучения. Большинство людей, выбирая специальность, ориентируются на престижность той или иной профессии, на мнение друзей и знакомых, на географический фактор и, как правило, не могут оценить собственные склонности, способности и интересы. В связи с этим велика вероятность того, что профессия, по которой будет работать в дальнейшем выпускник будет сильно отличаться от выбранной специальности при поступлении.