В отличие от прошлых лет в этом году сдача единого государственного экзамена (ЕГЭ) прошла на удивление тихо. Ни скандалов с купленными результатами, ни разоблаченных студентов, сдающих экзамены по чужим документам, ни фальшивых стобальников. Прошли сообщения о том, что почти тысяча работ была аннулирована из-за нарушения правил сдачи экзамена, – и, в общем-то, все. Хотя и это уже что-то новенькое – раньше это были единичные случаи. Видимо прямая трансляция экзаменов в интернете и все остальные беспрецедентно строгие меры, предпринятые Рособрнадзором, себя оправдали.
Зато результаты, опубликованные на официальном информационном портале Единого государственного экзамена, просто ошеломляют. 100 баллов по математике смогли набрать только 64 человека – в прошлом году таких ребят оказалось более 500. По литературе 100 баллов получили 203 работы, тогда как в прошлом году – 454. Плохо обстоят дела с результатами по географии и биологии: здесь количество высокобальных работ снизилось втрое!
В целом результаты экзаменов оказались настолько низкими, что Рособрнадзору пришлось резко понижать минимальный бал за ЕГЭ: по русскому языку с 36 баллов до 24, по математике – с 24 до 20. Как объяснили чиновники, сделано это было для того, чтобы число школьников, которые не получат аттестат, не превысило 1,5%.
Ректор МГУ Виктор Садовничий озвучил такие цифры: по его данным 20% выпускников не смогли преодолеть минимальный рубеж, в связи с чем его пришлось срочно понижать. Получается, каждый пятый ученик российской школы – это двоечник, ничему не научившийся за 11 лет? Это, конечно, шок. Особенно, если представить, сколько денег было вложены в среднее образование за последние годы. И что, получается все зря?
Действительно, картина печальная. Денег много, а результаты все хуже. О том, что нынешние выпускники образованы ниже плинтуса, уже сказано-пересказано. Вузы пытаются решать эти проблемы доступными им методами: вводят дополнительные курсы с азами школьной программы. Хуже всего обстоят дела у вузов технической направленности: можно представить, какие к ним приходят студенты, если лучшие выпускники спешат в экономисты-юристы. Техническим вузам приходится брать троечников. И попробуй, научи матанализу человека, который не смог освоить школьную программу по математике! Задача непосильная. А потом мы удивляемся, что ракеты падают, самолетами управлять некому…
Но не стоит трактовать все так однозначно. Если вдуматься, то столь низкие результаты говорят не о том, что выпускники предыдущего года были в несколько раз умнее нынешних, а в первую очередь о том, что экзамен в этом году прошел относительно честно. Ни списать, ни получить заранее правильные ответы было невозможно. Благодаря этому мы и увидели настоящую картину знаний наших школьников – и это очень хорошо. Всегда лучше знать правду, чем тешить себя иллюзиями. Теперь надо думать, что делать дальше.