Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.

Автор Тема: Послевузовское профессиональное образование  (Прочитано 5415 раз)

Оффлайн Администратор форума

  • Администратор
  • Новичок
  • *****
  • Сообщений: 49
  • Репутация: +0/-2
Послевузовское профессиональное образование — система повышения квалификации для людей, уже имеющих высшее образование. Это та часть системы образования, которая представляет собой во многом или исключительно научно-исследовательскую деятельность, по результатам которой присуждается ученая степень.

В Европе и Америке соответствующий термин относится ко всем квалификациям от магистра до доктора , то есть как к бакалаврам, продолжающим обучение в магистратуре, так и к магистрам, готовящим диссертацию в аспирантуре. Организация послевузовского образования в разных странах и институтах отличается довольно сильно.

Концепция послевузовского образования зависит от системы повышения уже имеющейся квалификации и ранжирования специалистов по уровню этой самой квалификации. Появление степеней относят к эпохе средневековья. Прототип докторской степени появился в арабских школах шариатского права, в IX веке. Для того чтобы иметь право преподавать и толковать законодательные акты, студент должен был не только учиться около четырех лет в школе, принадлежащей гильдии правоведов, но и не менее десяти лет после этого проходить дополнительный курс обучения. Потом студент должен был сдать экзамен, в ходе которого проверялась оригинальность его диссертации и его способность отстаивать свое мнение в открытой дискуссии с квалифицированными правоведами. По окончании испытания студен получал титул доктора права.

В эпоху средневековья эту практику переняли западноевропейские университеты. Для получения степени бакалавра необходимо было учиться там до шести лет, а степени магистра или доктора — еще до двенадцати лет. Первоначально обучение проходило на факультете искусств и заключалось в овладении семью «свободными искусствами»: грамматика, риторика и логика (так называемый тривиум), плюс арифметика, геометрия, музыка и астрономия (квадривиум). Основной и важнейшей наукой была логика. Получив степень бакалавра, студент мог выбрать один из факультетов, присваивающих более высокие научные степени, по теологии, праву и медицине. Самой престижной считалась степень по теологии.

Степени магистра и доктора длительное время считались равноценными, первую присваивали в Парижском университете и на севере Европы, а вторую — в Болонском и других университетах южной части. В Оксфорде и в Кембридже степень магистра присваивали на факультете искусств, в то время как на других факультетах — докторскую степень. В Англии докторская степень считалась старше степени магистра. Основным смыслом присвоения степени являлось официальное разрешение на ведение преподавательской деятельности.

Послевузовское образование в странах мира

Великобритания

Для начала работы над дипломом магистра или докторской диссертацией обычно требуется степень бакалавра или магистра соответственно. Сначала студент получает квалификацию магистра философии, и только потом, если научно-исследовательская работа завершается успешно, присваивается степень доктора философии. Финансирование для исследований, как правило, предоставляется институту по результатам конкурса, а не самому студенту, хотя бывают и исключения. Существует ряд стипендий для получения квалификации магистра, но большинство студентов обучается за собственный счет. Стипендий для работы над диссертацией сравнительно больше. Особенно это касается естественных наук. Заявки на финансирование от студентов из-за рубежа принимаются, по меньшей мере, за год до начала обучения. Чаще всего стипендия покрывает не всю оплату за обучение, а только разницу между платой, установленной университетом для местных (и приравненных к ним студентов из стран Евросоюза) и прочих иностранных студентов.

Соединенные штаты Америки

К работе над дипломом магистра или докторской диссертацией допускаются только бакалавры с высокими оценками по профилирующим дисциплинам и рекомендациями от преподавателей. Для специализации по естественным и некоторым общественным наукам важно иметь опыт в проведении научных исследований, а для прочих общественных наук — наличие публикаций. Многие университеты требуют личное заявление, с указанием предпочтительной области исследований. Такое заявления называют Заявлением о намерениях. От кандидатов из-за рубежа часто требуют пройти тест по английскому языку и собеседование.

Часто получение степени магистра подразумевает продолжение работы над диссертацией. Если диссертация по окончании работы не была представлена, студент получает квалификацию магистра философии. Нередко кроме дипломного проекта или диссертации требуется сдать один или несколько экзаменов и показать себя на преподавательской работе.

Работа над дипломным проектом занимает около двух лет, а над диссертацией — четыре-восемь лет. Чтобы получить ученую степень по астрономии требуется 5-6 лет. Длительность работы над дипломом зависит от выбора специализации: для теоретиков достаточно 5 лет, а для наблюдений времени требуется больше, из-за погодных условий.

Финансирование очень часто ложится на плечи научного руководителя, который в этом случае является наставником и работодателем одновременно. Когда студенты привлекаются к преподавательской работе, они могут получать стипендию. Со стороны института возможна финансовая поддержка для участия в конференциях. Некоторые студенты могут получить стипендию от сторонних организаций, финансирующих проект. Это такие организации как Национальный научный фонд (США) и другие. Шансы получить стороннее финансирование повышаются при специализации в естественных науках.
Студентов из заграницы финансируют на общих основаниях с местными, но федеральные субсидии от НСФ и других организаций, займы для получения образования и другие источники финансирования зависят от гражданства, наличия разрешения на постоянное жительство или статуса беженца. Иностранные студенты несут дополнительные расходы на международные поездки, оформление виз и так далее.

Российская федерация

Из-за различий в национальных системах высшего образования и недавнего вступления России в Болонский процесс положение магистратуры в современной российской системе образования неоднозначное. С одной стороны квалификация «магистр» относится к уровням высшего образования, с другой стороны магистратура является системой повышения квалификации для уже имеющих высшее образование (с квалификациями «бакалавр» или «специалист»).

Подготовка диссертации на соискание учёных степеней осуществляется двумя основными способами:

1.   в аспирантуре (докторантуре) вуза или научной организации,
2.   без отрыва от профессиональной деятельности.

В последнем случае длительность подготовки диссертации не ограничена, но все остальные требования к соискателям степеней остаются такими же, как и для аспирантов и докторантов.

Можно также выделить специализированные формы подготовки:

1.   адъюнктура — аспирантура вузов Вооружённых Сил Российской Федерации;
2.   клиническая ординатура — система повышения квалификации врачей в медицинских вузах, институтах усовершенствования и научно-исследовательских учреждениях.

Магистранты и аспиранты обычно получают небольшую стипендию. Финансирование научной работы, как правило, возлагается на выпускающую кафедру и факультет. Источником финансирования может служить учреждение, в интересах которого ведётся научная работа.