Научные и научно-педагогические кадры инновационной России

Федеральная целевая программа “Научные и научно-педагогические кадры инновационной России” на 2009-2013 годы прошла половину своего пути. То, что реализация программы вносит серьезный вклад в дело подготовки высококвалифицированных кадров российской экономики и науки, вряд ли кто оспорит. Согласно данным статистики, на каждый лот было в среднем 4,22 претендента, а всего на счету программы 1177 конкурсов, на которые сотни научных коллективов, предприятий и коммерческих структур подали более 24 тысяч заявок. Так что экспертам было что анализировать, прежде чем выбрать победителей.

Одним из важных условий достижения успеха ФЦП является формирование и продвижение адекватного медиаимиджа кадровой политики государства в среде научно-образовательного сообщества. В частности, создание для представителей академических институтов, высшей школы, промышленности, бизнес-структур и соответствующих государственных ведомств возможности профессионального диалога о проблемах, связанных с подготовкой кадров, и путях их решения в соответствии с необходимостью развития в стране инновационной экономики.

Аудиторию “Поиска”, пожалуй, как никого более волнует, будет ли прок от усилий?
Мы предоставляем вам, читатели, возможность составить об этом собственное мнение: “Поиск” начинает серию регулярных публикаций о работах, выполняемых в рамках ФЦП “Кадры”.

На днях Минобрнауки подводит итоги очередных конкурсов ФЦП “Кадры”, в том числе и по гуманитарной тематике. Для ученых этого профиля одержать конкурсную победу означает воспользоваться одной из немногих возможностей для получения государственной поддержки своих исследований. Целевым образом она не осуществляется: приоритетные интересы России сегодня связаны с развитием технических и технологических секторов. Как участники конкурсов ФЦП гуманитарии проявили высокую активность.

Насколько значимыми для науки и общества станут итоги трудов победителей? В ходе реализации программы полезно было бы иметь представление об актуальности тем исследований и перспективах практического применения их результатов. К сожалению, освещение этой деятельности на сайтах конкурсантов-победителей оставляет желать лучшего. И все-таки положительные примеры есть. К их числу можно отнести Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД РФ. В рамках ФЦП “Кадры” вуз реализует три проекта под руководством и с участием молодых ученых.

В сфере внимания исследователей – вопросы международной безопасности, роль России в глобальной политике, анализ финансовой системы страны. Проект “Психология международного конфликта: национальные модели конфликтного поведения (на примере Российской Федерации)” выполняет группа ученых под руководством преподавателя кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО кандидата политических наук Андрея Сушенцова. Одна из задач проекта – разработка теоретической модели поведения госаппарата, элит и общества РФ в современных международных конфликтах. Предусмотрена ее апробация с помощью ИТ-сервисов МГИМО, в частности сети ситуационных центров университета, где создана особая аудиовизуальная среда для обучения будущих дипломатических работников навыкам командной выработки и принятия решений, анализу учебных и реальных ситуаций, возникающих в разных точках земного шара. Исследования охватывают четыре уровня – национальные государства, региональный, глобальный и уровень событий, для которого разработана уточненная методика когнитивного картирования социальной сети (направлена на анализ восприятия объектом определенной политической проблемы и прогнозирование его реакции на развитие ситуации, включает элементы психологии, статистики, математики).

Близится к завершению работа по трехлетнему проекту “Динамика мирового политического развития и проблемы глобальной конкурентоспособности России”, также реализуемому учеными МГИМО в рамках ФЦП “Кадры” при участии молодых кандидатов наук, аспирантов и студентов в Научно-образовательном центре проблем глобального политического развития, созданном в университете в 2009 году. На очередном этапе реализации проекта по материалам проведенных исследований был разработан пакет учебно-методических комплексов и программа внедрения дистанционного курса “Управление глобальными процессами развития” для подготовки специалистов, способных решать задачи повышения конкурентоспособности России, а на следующем создана карта компетенций специалиста-международника в области анализа мировой динамики и процессов развития. Внедрение результатов научных исследований в программы разных уровней (магистратуры, аспирантуры, дополнительного образования) – обязательная составляющая этого и других проектов, осуществляемых университетом в рамках ФЦП.

По мнению ведущего аналитика Управления инновационного развития МГИМО Юрия Коновалова, помимо модернизации учебных курсов участие в ФЦП “Кадры” способствует созданию устойчивых научных коллективов и закреплению кадров, стимулирует привлечение к исследованиям молодых специалистов, студентов и аспирантов. Сегодня университет планирует представить проекты своих ученых еще в трех конкурсах гуманитарной тематики, организуемых в рамках этой федеральной программы.

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями и коллегами.

0
Запись опубликована в рубрике Новости образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

CAPTCHA image
*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>