Накануне очередного приема абитуриентов представители вузов и ссузов ЦФО при поддержке Федеральной службы по труду и занятости провели интернет-конференцию, в ходе которой обменялись опытом трудоустройства и профориентации выпускников. Современные учебные заведения вынуждены искать точки соприкосновения региональных рынков труда и образовательных услуг. Как отмечают представители экспертного сообщества, в условиях демографической ямы, сопровождающейся снижением числа абитуриентов, в вузах и ссузах осознали: статистика трудоустройства их выпускников может стать своеобразным конкурентным преимуществом. Поэтому в последние годы и в стенах высшей школы, и в учреждениях среднего образования все чаще появляются службы содействия трудоустройству. Тем более что в большинстве случаев государственные органы содействия занятости охотно идут им навстречу, предоставляя свои банки вакансий и помогая в организации встреч с работодателями. - В условиях выхода экономики из кризиса основное внимание в региональных программах сместилось с поддержки занятости тех, кто находится под угрозой увольнения, на содействие безработным в трудоустройстве и создание рабочих мест, - отмечает руководитель Роструда Юрий Герций.
В Центральном федеральном округе одним из первопроходцев в этой сфере был Тульский государственный коммунально-строительный техникум. Этот ссуз создал центр содействия трудоустройству выпускников еще десять лет назад. Теперь на днях открытых дверей абитуриентам и их родителям рассказывают о социальном партнерстве техникума и отраслевого рынка занятости. Между тем, по данным отдела экономического анализа и прогнозирования управы города Тулы, только за пять лет количество работающих в строительстве увеличилось с 11 до 18 тысяч человек, а из 44 ссузов региона в 19 готовят специалистов для промышленности и дополнительно обучают молодежь рабочим профессиям. В Тамбовском политехническом колледже бюро по трудоустройству выпускников появилось лишь полтора года назад. Правда, не на пустом месте: с 2007 года здесь действует служба маркетинга, изучающая конъюнктуру рынка труда. На основе этих данных ссуз выбирает направления подготовки специалистов, а также открывает новые специальности. Представители средних учебных заведений видят два основных фактора повышения своей конкурентоспособности: сближение образовательного процесса с реальным производством и повышение квалификации преподавателей и мастеров производственного обучения. Первая задача решается путем заключения соответствующих договоров с предприятиями и организациями, где студенты проходят практику и впоследствии обретают постоянное рабочее место. Вторую проблему решить сложнее. В условиях ограниченности бюджетов ссузы, учредителями которых выступают региональные органы власти, не всегда могут позволить себе направлять преподавателей на переподготовку. Повышению качества педагогического состава, в свою очередь, мешают скромные зарплаты в образовательной отрасли. Между высокооплачиваемой работой на производстве и возможностью сеять разумное и вечное в стенах ПТУ лучшие мастера выбирают первый вариант. Иная ситуация в сегменте высшей школы, которая не всегда готовят специалистов по тем профессиям, которые нужны рынку труда. При этом выпускники школ в подавляющем большинстве хотят учиться именно в вузах. Недавний опрос белгородских школьников, проведенный при инициативе областного управления по труду и занятости населения, показал, что из 94 процентов респондентов, ориентированных на продолжение образования, 86 выбирают вуз. Такая тенденция объясняется не столько престижностью высшей школы, сколько сформировавшимися потребительскими предпочтениями в пользу "модных" специальностей, вроде юристов и экономистов. Сложившийся дисбаланс, полагают специалисты по труду, наносит ущерб подготовке кадров для возрождающейся промышленности и социальной сферы. Тот же опрос показал, что для подавляющего большинства выпускников (79 процентов) работа по специальности не является решающим фактором при выборе места занятости. Поэтому вузы не только налаживают контакты с работодателями, но и разрабатывают спецкурсы по поиску вакансий для старшекурсников. В рамках таких занятий будущие обладатели дипломов учатся составлять резюме и проходить собеседование. - Во время обучения в вузе я постоянно получал информацию о том, как найти работу, - рассказывает выпускник Белгородского государственного технологического университета Александр Черных. - Помимо специальных занятий, это были и методические рекомендации на информационных стендах, и настойчивые приглашения посетить центр адаптации и трудоустройства, и публикации о проблемах поиска работы в корпоративной газете, а еще всевозможные тренинги и ярмарки вакансий. Те мои однокурсники, которые впитывали эту информацию, впоследствии устроились на работу - не везде, правда, по специальности. Эффективность такой формы подготовки студентов подтверждают и официальные данные управления по труду и занятости населения Белгородской области. Согласно им, ежегодно количество нетрудоустроенных выпускников университета не превышает трех процентов.