Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)
Круглый стол в Новосибирской редакции газеты "Комсомольская правда"
14.04.2011

В пресс-центре «Комсомольской правды» (г. Новосибирск, ул.Советская, 64, 10 этаж) 14 апреля 2011 года состоялся круглый стол «Рынок труда Новосибирска: несоответствие между спросом и предложением» с участием, в т.ч., начальника Управления трудоустройства выпускников, занятости и производственных практик НГАСУ(Сибстрин) Журавлева И. Г.

В последние несколько лет все чаще стали говорить о том, что отечественное образование не адаптировано под требования работодателей. О катастрофической нехватке представителей рабочих и технических специальностей неоднократно за-являл и президент России Дмитрий Медведев.

Если открыть раздел «Работа» на любом сайте Новосибирска, то сразу броситься в глаза несоответствие между спросом и предложением. Ищут работу, в основ-ном, выпускники-гуманитарии, в то время как более востребованы специалисты раз-личных технических профилей с опытом работы. Как избежать этой диспропорции? И как утолить надвигающийся кадровый голод?

Обсуждаемые вопросы:
- Ситуация на рынке труда Новосибирской области: основные тенденции.
- Насколько уровень подготовки новосибирских выпускников высших и специальных учебных заведений соответствует требованиям работодателей?
- Как добиться того, чтобы молодые специалисты стали более востребованными на рынке труда?
- Взаимодействие между предприятиями и учебными заведениями – каким оно видится? Есть ли положительная практика такого взаимодействия?
- Как реализуется на предприятиях передача опыта от высококлассных специалистов молодым кадрам?
- Что входит в понятие «лояльности работника к предприятию»? Как формируется эта система? Что реализуется в этом направлении на новосибирских предприятиях?

Работодатели и вузы должны постоянно сотрудничать, уверены участники круглого стола.

Татьяна КОСАЧЕВА — 19.04.2011
Почему молодым специалистам, выпускникам высших и средних образовательных учреждений, сегодня так сложно найти работу? Ответ на этот вопрос представители крупнейших работодателей Новосибирска и вузов города искали за круглым столом в пресс-центре «Комсомольской правды».
Квалификацию соискателей работы оценили на тройку.

Анна Петраш, редактор сайта по трудоустройству eRabota.ru

- Каковы, на ваш взгляд, последние тенденции рынка труда в нашей области?
Анна Петраш: - Недавно социологи провели исследование - изучали качество подготовки нынешних специалистов. Для анализа выбрали 15 крупных регионов страны, в числе которых была и Новосибирская область. Результаты показали, что профессиональный уровень большинства соискателей работы еле дотягивает до троечки. Кандидаты совершенно не готовы выполнять требования, которые предъявляет к ним будущий работодатель. Как отмечают специалисты, такая тенденция характерна не только для Новосибирска, но и для всей страны.
Еще одна особенность сегодняшнего рынка занятости - невостребованность молодых специалистов. Причем не только людей, не имеющих стажа, но и тех, у кого он составляет менее двух лет. Как показывает практика, большинство компаний просто не хотят тратить время на обучение работника. Фирме нужен подготовленный специалист.

Молодые специалисты - ленивые?

Татьяна Ткаченко, директор по связям с общественностью представительства «Юнимилк-Сибирь»

- Давайте обозначим основные причины того, почему именно молодым специалистам сложнее всего найти работу.
Татьяна Ткаченко: - Сейчас мы наблюдаем ситуацию, когда амбиции молодого сотрудника не совпадают с его возможностями. Ребята, имея только диплом, хотят сразу получать большую зарплату, занимать руководящую должность. А строить карьеру, начиная с малого, никто не хочет. Когда же мы предлагаем возможность попробовать себя в качестве руководителя, то оказывается, что справиться с этой задачей кандидату не под силу. К сожалению, в последнее время мы все чаще убеждаемся в том, что нынешняя молодежь на удивление немобильна и не умеет быстро принимать решения.

Антон Ноев, начальник производственно-технологического отдела МКП «ГЭТ»

Антон Ноев: - Проблема состоит также в недостаточном уровне образования, причем как профильного, так и базового. Выпускники ошибочно предполагают, что выходят из образовательного учреждения готовыми специалистами. На практике, как правило, все оказывается не так. Например, по опыту приема молодых специалистов в нашу компанию знаю, что в последнее время заметно ухудшилось качество подготовки ребят. И в этом вина не только студентов, но и педагогов. Некоторые ребята не знают даже элементарных вещей из курса школьной математики - чему же их вообще учили?

Игорь Журавлев, начальник управления по трудоустройству выпускников НГАСУ(Сибстрин)

Игорь Журавлев: - Сложность еще и в том, что многие молодые специалисты не готовы уезжать из родного города, даже если им поступает заманчивое предложение. Недавно в наш вуз пришли заявки от работодателей из Калининграда и Якутии. Вот только отклика среди выпускников они не нашли. Как показывает статистика, к переезду готовы зачастую те, кто когда-то приехал в столицу Сибири. И у таких людей, в отличие от большинства коренных новосибирцев, на поиски работы уходит гораздо меньше времени.
Работодателям нужно конкретнее формулировать свои требования
- А может, слишком завышенные требования предъявляют к соискателям сами работодатели?

Валерий Коновалов, начальник отдела маркетинга управления качеством и связями с производством НГАВТ

Валерий Коновалов: Скорее, просто до конца не понимают, каким хотят видеть своего сотрудника. В каждом вузе есть определенные стандарты преподавания. Но при этом мы, например, всегда готовы скорректировать программу таким образом, чтобы работодатель получил именно таких специалистов, в которых нуждается. Поэтому зачастую обращаемся в компании с предложением: более подробно сформулировать свои требования к подготовке кадров. Долгое время мы не могли прийти к общему знаменателю. Но сейчас, когда с работодателями-партнерами все приоритеты расставлены, мы выпускаем на рынок подготовленных, конкурентоспособных специалистов. Поэтому от 20 до 40 процентов наших выпускников по направлению устраиваются на работу в отраслевые компании европейской части РФ. Это подтверждено благодарственными письмами организаций в адрес Академии, которая 12 мая 2011 года отмечает свое 60-летие.
Переучивать студентов нужно еще в вузе
- Как же поступить студенту-выпускнику, чтобы, отучившись пять лет, не оказаться с дипломом на улице?

Вадим Коркин, заместитель командира штаба студенческих отрядов Новосибирской области

Вадим Коркин: - Мы понимаем, что запросы работодателей постоянно возрастают, меняются. Поэтому договариваемся с представителями различных компаний, устраиваем для студентов профессиональную адаптацию, направляем их на производственные практики и стажировки, а также даем им возможность параллельно основной получать дополнительную специализацию. Делается все это для того, чтобы в результате дипломированный специалист не оказался на улице. На базе монтажного техникума мы обучаем строителей. А еще наши студенты могут стать проводниками или вожатыми. Благодаря переподготовке у ребят есть возможность получить трудовой опыт и подзаработать на каникулах. 

Мария Кирсанова, директор профессионального училища № 10

Мария Кирсанова: - В качестве примера сотрудничества работодателя и учебного заведения могу привести наш суз - профессиональное училище № 10. Мы внимательно следим за всеми изменениями и вносим в учебный план коррективы. Железная дорога никогда не обращается за специалистами в центры занятости. Пополнение кадров идет за счет учебных заведений - партнеров.
Система подготовки кадров требует перемен?
- Необходимы ли современной системе образования какие-либо перемены?

Ирина Мартиросян, начальник отдела набора и развития персонала ОАО «СибирьЭнерго»

Ирина Мартиросян: - Систему образования можно улучшить. На мой взгляд, одним из путей решения этой задачи может стать возвращение к системе профориентации. Причем в учебных заведениях как среднего, так и высшего звена.

Татьяна Плахина, специалист по управлению персоналом МКП «ГЭТ»

Татьяна Плахина: - Действительно, необходимо вернуться к профориентации. Например, все учащиеся и студенты во время обучения должны проходить стажировку на предприятиях, чтобы иметь возможность изнутри увидеть специфику своей будущей работы.

 



1113
Высших (Университеты, Институты, Академии)
2224
Средних (Колледжи, Техникумы, Медицинские училища)
1563
Начальных (Профессиональные училища)
41971

Школ

Присоединяйтесь к нам в Twitter