Московский государственный технический университет им.H.Э.Баумана
Проблем с зарплатами нет, есть проблемы с умными головами
06.07.2010

По данным Росстата, в настоящее время 27,1% безработных страны составляет молодежь, в том числе 21,4% - в возрасте 20-24-х лет, и перспективы неутешительны: через два года не сможет найти себе достойное рабочее место каждый второй выпускник российских вузов.
Меры, которые нужно принимать уже сейчас, чтобы прогнозы Росстата не сбылись, обсудили за круглым столом 24 июня представители работодателей и сферы образования. Встречу под названием “Молодой специалист на рынке труда” провели редакция еженедельника “Биржа плюс Карьера” и кадровая компания HeadHunter.
“Экономистов развелось!..”
Главной причиной столь внушительной незанятости молодежи Росстат называет переизбыток дипломированных специалистов. Министерство образования Нижегородской области располагает такими цифрами: контингент студентов, обучающихся в вузах, действующих в регионе, составляет около 187 тысяч человек по всем формам обучения, “очников” среди них насчитывается около 76 тысяч. В прошлом году государственные и негосударственные вузы области выпустили на рынок труда по очной форме около 18 тысяч человек, в этом году их ожидается примерно столько же. По данным Рособразования, пропорции подготовки специалистов с разными уровнями образования на сегодняшний день в России таковы: вузы готовят 60% специалистов при потребностях экономики в 35%, в то время как, например, техникумы — всего 13% при потребности 45%.
В Нижегородской области соотношения в подготовке специалистов с разными уровнями профессионального образования схожи с общероссийскими: по итогам прошлого учебного года было выпущено на рынок труда около 18 тысяч человек с высшим, 10, 5 тысяч со средним, 7,7 тысяч человек — с начальным профессиональным образованием.
Итоги исследований в рамках проекта “Молодой специалист на рынке труда”, который “Биржа плюс карьера” проводила осенью прошлого года, показали, что наименее востребованными остаются молодые специалисты-экономисты и гуманитарии, а также те, кто получил подготовку в сфере машиностроения, металлургии, архитектуры и строительства: именно эти отрасли, как известно, наиболее пострадали в кризис. Вместе с тем, по данным консультанта отдела науки, высшего и среднего профессионального образования министерства образования Нижегородской области Ирины Зверевой, анализ приема в вузы в 2009/2010 учебном году показал, что в государственных вузах 27% всех зачисленных по очной форме обучения приходится как раз на группу специальностей и направлений экономического и управленческого профиля — такие как менеджмент, экономика и управление на предприятии, финансы и кредит, бухучет и др., 26% — на технические специальности и направления, 10% — на образование и педагогику, и по 9% — на естественные и гуманитарные науки, причем среди гуманитариев около 50% составляет прием на юридические направления и специальности.
Трудоустройству содействуют... Как могут
Структура подготовки специалистов в вузах неадекватна структуре рынка труда, — такой “перекос” отмечает Владимир Лебедев, директор центра содействия трудоустройству выпускников ННГУ им. Н.И. Лобачевского: “Состояние системы образования определяется государственной стратегией, а у нас две трети студентов — экономических и гуманитарных специальностей. Это не соответствует спросу!”. Помочь здесь, по его мнению, может только принятие определенных мер на уровне страны. И хорошо, что некоторые подвижки уже есть: например, введение стандартов высшего и среднего профессионального образования, выделение особой когорты “приоритетных” для экономики вузов — национальных исследовательских и федеральных университетов, переход на двухуровневую систему подготовки (бакалавр+магистр)... Но не менее важную роль играет и взаимодействие вузов с “заказчиками” кадров — предприятиями.
Разные предприятия, по словам Владимира Лебедева, предъявляют разные требования к профессиональным, деловым и личностным качествам выпускников. Крупные (и особенно государственные), трудоустраивающие значительное количество выпускников ежегодно, как правило, в последнее время сами выходят на вузы и участвуют в подготовке студентов, поэтому уровнем их знаний и умений они в основном довольны. Иногда такое сотрудничество “выливается” в создание крупных инновационных научно-образовательных центров: в этом равно заинтересованы и вузы, и работодатели, а больше всех выигрывают от их “кооперации” студенты, которые получают возможность учиться на новейшем оборудовании и по современным образовательным технологиям. А обучение подразумевает, как правило, не только “настоящие” практики и стажировки, но и дальнейшее трудоустройство.
Небольшие же предприятия, среди которых большинство коммерческих, экономически не заинтересованы в целевой подготовке и предпочитают готовых специалистов с опытом работы со свободного рынка труда: учесть потребности этой достаточно большой группы работодателей (весьма интересной для молодежи!) вузам сложно. Сработать здесь, по словам Владимира Лебедева, может только создание системы содействия трудоустройству: это государственная задача, и реализуют ее Центры содействия трудоустройству выпускников, созданные (или создаваемые) в настоящее время при большинстве государственных вузов. Но две серьезные проблемы есть и здесь. Во-первых, сами выпускники обращаться в подобные центры почему-то не спешат. А во-вторых, об этих центрах мало что знают работодатели, которые пока предпочитают при поиске кадров действовать по традиции через деканаты. “Представители вузов, с которыми мы вынуждены общаться, не очень-то и хотят к нам прислушиваться, — говорит Лия Кашина, менеджер по персоналу НПО “Консультант”. — Добраться до ректората — задача нереальная, вузы закрыты, люди не заинтересованы в сотрудничестве...”
Механизм взаимодействия работодателей и Центров содействия трудоустройству выпускников, в котором сегодня очень много слабых мест, еще только предстоит наладить, а проблемы и пути их решения стороны обозначили в ходе круглого стола.
“На биржу труда вставать лениво”
Но намного больше вопросов, как выяснилось в ходе обсуждения, вузы и работодатели имеют не друг к другу, а к самим молодым специалистам: амбиций у них много, а знаний и умений, а также желания работать, явно не хватает.
“Около года назад в нашем вузе проводили опрос, — рассказала Елена Горбунова, начальник службы трудоустройства выпускников Нижегородского коммерческого института. — Оказалось, что в каждой студенческой группе есть один лидер, трое-пятеро — хорошие руководители, еще около семи человек — исполнители. Все эти люди умеют работать, к чему-то стремятся... Спрашивается: остальные — кто? Балласт, приходят просто получать диплом. Если они и обращаются в нашу службу, то чтобы трудоустроиться “где-нибудь и кем-нибудь”. Таким я сразу говорю: “Дворником, хоть сейчас”. Подумать только: спрашиваю целую группу студентов, изучающих бухучет, кто хочет стать профессиональным бухгалтером — и ни одной руки! Профориентация им необходима на 1—2 курсе, а лучше — даже раньше, еще в школе. И родителям она тоже нужна — ведь зачастую вчерашних одиннадцатиклассников чуть ли не за руку приводят “получать образование”. И далеко не все видят своих детей рабочими...
“Мы сейчас работаем по двум проектам, на которые готовы брать выпускников техникумов и вузов и доучивать под свои потребности, — рассказывает Ирина Трошина, директор по персоналу ГК “Юнайт”. — На собеседования приходят мальчики и просят зарплату не ниже 18 тысяч рублей. Мы готовы платить “зеленым” даже такие деньги — но чаще всего они не задерживаются надолго, потому что оказывается, что на такой работе надо трудиться. Мотивация совершенно люмпенская, люди работать в принципе не хотят. Горят желанием, обладая при этом интеллектом, — единицы: они и продвигаются по карьерной лестнице. Остальные даже на биржу труда не встают, потому что лениво. Большей части молодых проще несколько лет после диплома, пока не подвернется непыльное место где-нибудь в офисе, посидеть на шее у родителей. А сколько “неадекватов”, которые считают себя способными претендовать на руководящую должность, если до этого, например, съездили в Америку и где-нибудь в Майами продавали билеты на “банан”...
“Надо учиться смотреть на себя со стороны, — поддерживает Елена Горбунова. — Понимать, что ради высокой должности в банке можно начать работать с низов — например, кассиром. Я всем ставлю в пример одного из наших выпускников: сейчас он работает на руководящей должности в отеле “Волна”, а поначалу носил чемоданы”.
Идти в IT: на пятом курсе — уже поздно
Еще одна проблема молодых специалистов, по словам Елены Горбуновой, — в том, что молодежь “слишком себя уважает и сразу претендует на зарплату тысяч этак в тридцать пять”. Анкетирования участников нашего проекта “Молодой специалист на рынке труда” и ярмарки вакансий “Кадры XXI века — путь к карьере”, проводившейся в марте 2010 года, обозначили тенденцию: молодые специалисты свои зарплатные ожидания снизили. Докризисные цифры в 20 тысяч и выше уже почти не звучат; наиболее приемлемым уровнем зарплаты выпускники вузов считают 10—15 тысяч рублей (реже называются суммы в 7—10 тысяч и выше 15 тысяч). Но в некоторых сферах “зарплатный пузырь” по-прежнему раздут. По свидетельству заместителя министра образования Нижегородской области Николая Бабанова, такова сейчас ситуация в сфере IT: “Представители IT-компаний жалуются, что теряют бешеные деньги, вынужденно привлекая классных специалистов с опытом на самые простые операции — например, отладку. Наши молодые программисты просто не хотят на них идти”.
Александр Эппель, начальник отдела обучения персонала компании “Телека Россия”, рассказал, что одна из основных проблем для его компании сейчас заключается в подборе кадров для нескольких новых проектов: в “Телеку” для разработки программного обеспечения обратились несколько новых заказчиков — ведущих мировых производителей сотовых телефонов. “Требуются программисты, как квалифицированные, так и без большого опыта работы — например, студенты и выпускники вузов. Сейчас в Нижнем нет вузов, которые бы не готовили IT-шников, настолько востребована эта профессия. Но по результатам собеседований получается, что в основном мы берем на работу студентов лишь двух из них — ННГУ (факультеты ВМК, мехмат, реже радиофак и физфак) и НГТУ (в основном с ИРИТа).Что интересно, в этом году появились еще и хорошо подготовленные программисты из ВГАВТа. Так вот, с хорошими зарплатами для них у нас проблем нет. Есть проблемы “с головами”. Собеседования проходят лишь 30—40% студентов, поскольку уровень их базовой (даже неспециализированной!) подготовки нас не устраивает. Специалистов, например по Android, в университетах мы и не ищем — но зачастую даже знаний по объектно-ориентированному программированию оказывается недостаточно”. “Телека” решает эти проблемы, создавая курсы повышения квалификации для опытных инженеров (весной этого года открылись курсы по Android и Linux), доучивая наиболее подготовленных студентов в стажерских группах, а также в интернатуре — краткосрочно, по конкретным направлениям (например, по Linux, Android или Java): “Мы даем студентам именно те, самые востребованные сейчас знания, которые они не могли получить в вузе”, — заключает Александр Эппель”.
Вообще же, чтобы успешно закрывать свои кадровые потребности, IT-компаниям приходится действовать тремя путями: либо выходить на вузы и готовить специалистов на профильных факультетах силами имеющихся преподавателей или своих сотрудников; либо обучать студентов и выпускников в собственной интернатуре, на производстве; либо привлекать уже готовые кадры, что затратно и не всегда оправданно, — говорит и Борис Ястребов, начальник отдела по работе с персоналом компании “Мера”. Нюанс еще и в том, что пятикурсники и выпускники для IT-сферы уже “староваты”: начинать работу выгоднее с теми, кто учится еще только курсе на третьем, но их жизненные приоритеты далеко не всегда бывают расставлены в пользу раннего карьерного старта.
Работать за деньги — или за интерес
Софья Исакова, директор нижегородского филиала HeadHunter, обозначила сферы, где чаще всего востребованы именно молодые специалисты. Во-первых, это продажи: молодежь занимает позиции менеджеров по продажам, торговых представителей, а также базовые должности в розничных сетях — мерчендайзеров, промоутеров и т. д.
Кстати, зам. министра образования Нижегородской области Николай Бабанов задал вопрос присутствующим работодателям, почему “сейлов” они ищут среди выпускников вузов. “Иллюзия того, что многие профессии требуют высшего образования, засела в нас накрепко, — сказал Николай Бабанов. Уверяю вас, что это не так. Более того: если в Европе или Америке человек, имеющий степень бакалавра, придет устраиваться sales-менеджером, его не возьмут — это вызовет жуткие сомнения в его компетенциях”.
Второе место по количеству работающей молодежи, по данным HeadHunter, занимает сфера IT. Очень много молодых трудится на позициях административного персонала (офис-менеджерами, секретарями) и на линейных должностях в маркетинге — ассистентами отдела маркетинга, операторами, аналитиками; а также в бухгалтерии, медицине и фармации. И еще в банках — но, как правило, также на стартовых позициях: например, кредитными специалистами или менеджерами по работе с клиентами.
Самыми “желанными” сферами для молодежи, ищущей работу, остаются продажи (как наиболее активная и достаточно прибыльная деятельность) и места административного персонала (“посидеть в офисе со стабильной зарплатой”). Также большое количество размещенных резюме, по словам Софьи Исаковой, относятся к сфере IT и бухгалтерии — причем в последнем случае рассматривать резюме молодого кандидата готовы в основном только крупные компании, в бухгалтериях которых молодой человек может работать под контролем более опытного специалиста. В целом, при выборе места работы молодые специалисты обращают внимание на то, каков уровень заработной платы (и чем старше человек, тем более адекватно он себя оценивает!), интересная ли работа, есть ли перспективы для карьерного роста. Все эти потребности молодежи стоит учитывать работодателям — и сразу обращать на них внимание “ценных” соискателей.
Прогноз компании HeadHunter относительно того, как через несколько лет будет складываться ситуация с трудоустройством молодежи, оказался несколько более оптимистичным, чем “мрачные предсказания” Росстата: если учесть, что вузы только и говорят о демографической яме (следствии спада рождаемости 90-х годов) и снижении количества абитуриентов, то через три-четыре года окажется меньше и дипломированных специалистов. А на этом фоне конкуренция работодателей за эффективного выпускника только усилится. Впрочем, как неоднократно замечали участники круглого стола, прогнозы — дело весьма неблагодарное...

По материалам r52.ru



1113
Высших (Университеты, Институты, Академии)
2224
Средних (Колледжи, Техникумы, Медицинские училища)
1563
Начальных (Профессиональные училища)
41971

Школ

Присоединяйтесь к нам в Twitter